40 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое информация?

Что такое информация?

С древних времен человеку, чтобы выжить, необходимо было собирать достоверную информацию о различных объектах. Что же такое объект? Дерево, например, — это дерево, но, если мы обратили на него внимание с целью изучения, то это уже объект.

Объектами называются предметы и явления, которые мы изучаем.

Какие бывают объекты?

Множество материальных объектов: пища, одежда, орудия труда, транспортные средства, растения, животные, люди и т.д.).

Для обозначения всего разнообразия материальных объектов в науке используется термин «вещество».

Энергия также являлась объектом изучения. Энергия бывает механическая, электрическая, тепловая, атомная.

Энергия нужна для того, чтобы потребитель энергии мог совершать работу.

В XX веке удалось овладеть многими тайнами превращения вещества и энергии и использовать эти знания для улучшения качества жизни. Примером может служить создание и широкое распространение атомной энергетики.

Но наряду с веществом и энергией в жизни человека огромную роль играет информация — сведения, которые мы получаем от других людей, из книг, газет, радио, телевидения. И с каждым веком, десятилетием и годом роль информации в жизни человека все увеличивается.

Понятие информации – одно из самых фундаментальных в современной науке. Наряду с такими понятиями, как вещество и энергия оно составляет основу современной научной картины мира.

Человек стал употреблять слово «информация» давно. Впервые оно встречается еще у древних греков и происходит от латинского слова informatio, что в переводе означает сведение, разъяснение, ознакомление. Первоначально это слово относилось к обмену сведениями между людьми.

Несмотря на широкое распространение этого термина, понятие информации является одним из самых дискуссионных в науке.

В зависимости от области знания существуют различные подходы к определению понятия информации. В настоящее время наука пытается найти общие свойства и закономерности, присущие многогранному понятию информация, но пока это понятие во многом остается интуитивным и получает различные смысловые наполнения в различных отраслях человеческой деятельности:

  • Под информацией в быту (житейский аспект) понимают сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами (С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка).
  • В технике под информацией понимают сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов, передаваемые и обрабатываемые с помощью технических устройств;
  • В кибернетике (теории управления) под информацией понимает ту часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, т.е. в целях сохранения, совершенствования, развития системы (Н. Винер).
  • В теории информации Клод Шеннон, американский учёный, заложивший основы этой науки, изучающей процессы, связанные с передачей, приёмом, преобразованием и хранением информации, рассматривает информацию как снятую неопределенность наших знаний о чем-то.
  • Если вы хотите учитывать смысл сообщения, то вам придется обратиться к лингвистике. Там под информацией понимают не любые сообщения, а только те из них, которые обладают новизной или полезностью..
  • Под информацией в документалистике понимают все то, что так или иначе зафиксировано в знаковой форме в виде документов.


Информация – это сведения, знания, которые человек получает из различных источников.

Материальный мир, его вещественные объекты и энергетические процессы изучают естественные науки: физика, химия, биология и др.

В середине 20 века, когда появились первые компьютеры, появляется новая наука — информатика.

Информатика — это множество различных дициплин, объединенных общим предметом изучения — информацией.

Направления развития информатики:

  • Теория информации.
  • Разработка новых аппаратных средств (hardware).
  • Разработка программного обеспечения (software).
  • Языки программирования.
  • Компьютерные сети.
  • Робототехника и системы искусственного интеллекта и т.д.


Компьютер — это универсальное средство для работы с информацией.

В информатике компьютер выступает одновременно и как инструмент для работы с информацией, и как объект для изучения и совершенствования.

Таким образом, информатика — это наука о способах и методах хранения, передачи и обработки информации с помощью технических средств.

Изобретение микропроцессорной технологии и появление персонального компьютера привело к тому, что человеческая цивилизация оказалась в состоянии перехода от индустриального общества к информационному. В информационном обществе большинство работающих занято производством, хранением и обменом информацией. Поэтому возникла необходимость в массовом распространении компьютерной грамотности.

Первоначально для того, чтобы пользоваться компьютером, необходимо было знать программирование — способы записи программ под управлением ЭВМ.

Что такое информация?

Термин «информация» происходит от латинского слова «informatio» , что означает сведения, разъяснения, изложение . Несмотря на широкое распространение этого термина, понятие информации является одним из самых дискуссионных в науке. В настоящее время наука пытается найти общие свойства и закономерности, присущие многогранному понятию информация, но пока это понятие во многом остается интуитивным и получает различные смысловые наполнения в различных отраслях человеческой деятельности:

  • в обиходе информацией называют любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют. Например, сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т.п. «Информировать» в этом смысле означает «сообщить нечто , неизвестное раньше» ;
  • в технике под информацией понимают сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов;
  • в кибернетике под информацией понимает ту часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, т.е. в целях сохранения, совершенствования, развития системы (Н. Винер).

Клод Шеннон, американский учёный, заложивший основы теории информации — науки, изучающей процессы, связанные с передачей, приёмом, преобразованием и хранением информации, — рассматривает информацию как снятую неопределенность наших знаний о чем-то.

Приведем еще несколько определений:

  • Информация — это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний (Н.В. Макарова);
  • Информация — это отрицание энтропии (Леон Бриллюэн);
  • Информация — это мера сложности структур (Моль);
  • Информация — это отраженное разнообразие (Урсул);
  • Информация — это содержание процесса отражения (Тузов);
  • Информация — это вероятность выбора (Яглом).

Современное научное представление об информации очень точно сформулировал Норберт Винер , «отец» кибернетики. А именно:

Информация — это обозначение содержания, полученного из внешнего мира
в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств.

Люди обмениваются информацией в форме сообщений. Сообщение — это форма представления информации в виде речи, текстов, жестов, взглядов, изображений, цифровых данных, графиков, таблиц и т.п.

Одно и то же информационное сообщение (статья в газете, объявление, письмо, телеграмма, справка, рассказ, чертёж, радиопередача и т.п.) может содержать разное количество информации для разных людей — в зависимости от их предшествующих знаний, от уровня понимания этого сообщения и интереса к нему .

Так, сообщение, составленное на японском языке, не несёт никакой новой информации человеку, не знающему этого языка, но может быть высокоинформативным для человека, владеющего японским. Никакой новой информации не содержит и сообщение, изложенное на знакомом языке, если его содержание непонятно или уже известно.

Информация есть характеристика не сообщения, а соотношения между сообщением и его потребителем . Без наличия потребителя, хотя бы потенциального, говорить об информации бессмысленно.

В случаях, когда говорят об автоматизированной работе с информацией посредством каких-либо технических устройств, обычно в первую очередь интересуются не содержанием сообщения, а тем, сколько символов это сообщение содержит.

Что такое информация?

Очень часто, многие люди, начиная ещё с раннего возраста, задаются вопросом о том, что же такое информация? И, действительно, информация является одним из самых фундаментальных понятий человечества и без раскрытия её смысла будет невозможно в полной мере постигать все те процессы, которые с ней связаны. Но до появления такого предмета, как информатика, понятие информации было очень размытым, а сведения о её сущности разрозненны.

С другой стороны, все мы, так или иначе, в целом понимаем общий смысл, что такое информация. Мы постоянно воспринимаем информацию из окружающего нас мира с помощью органов чувств. Без постоянного приёма информации, мозг человека не сможет существовать.

Понятие информации

У такой науки, как информатика, подход к пониманию информации, особый. Основополагающим будет утверждение, что любое происходящее событие и явление служит для нас источником информации.

В общем, под информацией понимают те сведения, которые принимаемы и передаваемы, сохраняемы различными источниками. Таким образом, информация — является некоторой совокупностью сведений об окружающем нас мире, о всевозможных протекающих в нем процессах, которые способны воспринимать живые организмы, электронно-вычислительные машины и другие виды информационных систем.

Существует определение понятия информации, которое впервые было предложено математиком Клодом Шенноном (основателем количественного подхода к информации и человека, который научил измерять людей информацию), согласно которой:

Информация — это мера снятой неопределенности или сведения, которые нужно снять в той или иной степени существующую у потребителя до их получения неопределенности, с цель. расширения его понимание объекта полезными сведениями.

Также информацию можно рассмотреть как третью составляющую основ мироздания, наряду с веществом и энергией.

Информация и информационные процессы

С понятием информации тесно связано множество остальных фундаментальных понятий и процессов.

Однако стоит отметить, что предметом изучения информатики, как науки, является не сама информация, а данные: методы их создания, хранения, обработки и передачи и т.д.

Классификация информации

В зависимости от выбранного критерия информацию можно разделить на различные виды. Приведем основные из них.

По объектам информационного взаимодействия:

Также под информацией можно понимать обмен сигналами в животном и растительном мире

  • посредством передачи признаков от клетки к клетке;
  • через передачу признаков от организма к организму.

По способу восприятия информацию подразделяют на:

  • Визуальную — та, часть информации, которую мы воспринимаем органами зрения.
  • Звуковую — та, часть информации, которую мы воспринимаем органами слуха.
  • Тактильную — та, часть информации, которую мы воспринимаем тактильными рецепторами.
  • Обонятельную — та, часть информации, которую мы воспринимаем обонятельными рецепторами.
  • Вкусовую — та, часть информации, которую мы воспринимаем вкусовыми рецепторами.

По форме своего представления, информация может быть:

По своему назначению:

  • Массовая — содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума.
  • Специальная — содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация.
  • Секретная — передаваемая узкому кругу лиц и по закрытым (защищённым) каналам.
  • Личная (приватная) — набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.

По своему значению информация может быть:

По истинности, информацию можно разлить на:

Дезинформация

В мире существует понятие противоположное по смыслу информации. В этом случае данные о каком-либо событии предоставляется в неполном или искаженном виде. Причем, это делается целенаправленно. Так нередко поступают в политике или ситуациях, на которых можно извлечь большую выгоду.

3.1. Что такое информация?

Термин «информация» происходит от латинского слова «informatio«, что означает сведения, разъяснения, изложение.

Информация — это настолько общее и глубокое понятие, что его нельзя объяснить одной фразой. В это слово вкладывается различный смысл в технике, науке и в житейских ситуациях.

В обиходе информацией называют любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют.

Информация — сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы.

Одно и то же информационное сообщение (статья в газете, объявление, письмо, телеграмма, справка, рассказ, чертёж, радиопередача и т.п.) может содержать разное количество информации для разных людей — в зависимости от их предшествующих знаний, от уровня понимания этого сообщения и интереса к нему.

Информация есть характеристика не сообщения, а соотношения между сообщением и его потребителем. Без наличия потребителя, хотя бы потенциального, говорить об информации бессмысленно.

Применительно к компьютерной обработке данных под информацией понимают некоторую последовательность символических обозначений (букв, цифр, закодированных графических образов и звуков и т.п.), несущую смысловую нагрузку и представленную в понятном компьютеру виде. Каждый новый символ в такой последовательности символов увеличивает информационный объём сообщения.

3.2. В каком виде существует информация?

Информация может существовать в самых разнообразных формах:

в виде текстов, рисунков, чертежей, фотографий;

в виде световых или звуковых сигналов;

в виде радиоволн;

в виде электрических и нервных импульсов;

в виде магнитных записей;

в виде жестов и мимики;

в виде запахов и вкусовых ощущений;

в виде хромосом, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов и т.д.

Предметы, процессы, явления материального или нематериального свойства, рассматриваемые с точки зрения их информационных свойств, называются информационными объектами.

3.4. Что можно делать с информацией? Информацию можно:

делить на части;

Все эти процессы, связанные с определенными операциями над информацией, называются информационными процессами.

3..5. Виды и свойства информации

Остановимся подробно на раскрытии понятия информация.

Рассмотрим следующий перечень:

Ложная инф-ция (дезинф-ция);

Техническая инф-ция и т.д.

Как видим, что в этом перечне приведены далеко не все виды информации. Он не систематизирован. Для того чтобы классификация по видам была полезной, она должна быть основана на некоторой системе. Для классификации объектов одной природы в качестве базы для классификации используется то или иное свойство (может быть набор свойств) объектов.

Как правило, свойства объектов можно разделить на два больших класса: внешние и внутренние свойства.

Внутренние свойства – это свойства, органически присущие объекту. Они обычно «скрыты» от изучающего объект и проявляют себя косвенным образом при воздействии данного объекта с другими.

Внешние свойства – это свойства, характеризующие поведение объекта при взаимодействии с другими объектами.

Поясним сказанное на примере. Масса является внутренним свойством вещества (материи). Проявляет же она себя во взаимодействии или в ходе некоторого процесса. Отсюда появляются такие понятия физики, как гравитационная масса и инертная масса, которые можно было бы назвать внешними свойствами вещества.

Подобное разделение свойств можно привести и для информации. Для любой информации можно указать три объекта взаимодействия: источник информации, приемник информации (ее потребитель) и объект или явление, которые данная информация отражает. Поэтому можно выделить три группы внешних свойств, важнейшим из которых являются свойства информации с точки зрения потребителя.

Качество информации – обобщенная положительная характеристика информации, отражающая степень ее полезности для пользователя.

Показатель качества – одно их важных положительных св-в информации (с позиции потребителя). Любое отрицательное св-во м.б. заменено обратным ему, положительным.

Чаще всего рассматривают показатели качества, которые можно выразить числом, и такие показатели явл-ся количественными харак-ми положительных свойств информации.

Потребитель на практике сталкивается со следующими ситуациями:

— часть информации соответствует его запросу, его требованиям и такую информацию называют релевантной; а часть – нет, и ее называют нерелевантной;

— вся информация релевантна, но ее недостаточно для нужд потребителя; если полученной информации достаточно, то такую информацию естественно назвать полной;

— полученная информация несвоевременна (устарела);

— часть информации из признанной пользователем релевантной может оказаться недостоверной, т.е. содержащей скрытые ошибки (если часть ошибок потребитель обнаруживает, то он испорченную информацию относит к нерелевантной);

— информация подвержена «нежелательному» использованию и изменению со стороны других потребителей;

— информация имеет неудобные для потребителя форму или объем.

Обзор приведенных ситуаций позволяет сформулировать следующие определения свойств информации.

Релевантность – способность информации соответствовать нуждам (запросам_ потребителя.

Полнота – свойство информации исчерпывающе (для данного потребителя) характеризовать отображаемый объект и / или процесс.

Современность – способность информации соответствовать нуждам потребителя в нудный момент времени.

Достоверность – свойство информации не иметь скрытых ошибок.

Доступность — свойство информации. Характеризующее возможность ее получения данным потребителем.

Защищенность – свойство, характеризующее невозможность несанкционированного использования или изменения.

Эргономичность – свойство, характеризующее удобство формы или объема информации с точки зрения данного потребителя.

Кроме того, информацию можно классифицировать с точки зрения ее использования на следующие виды: политическую, техническую, биологическую, химическую и т.д. Это по существу, классификация информации по потребителю.

Наконец, обобщенно характеризуется качество информации, часто используется следующее определение. Логическая, адекватно отображающая закономерности природы, общества и мышления – это есть научная информация. Заметим, что последнее определение характеризует не взаимоотношение «информация – потребитель», а взаимоотношение «информация – отражаемый объект/явление», т.е. это уже следующая группа внешних свойств информации. Здесь наиболее важным является свойство адекватности.

Адекватность – свойство информации однозначно соответствовать отображаемому объекту или явлению. Адекватность оказывается для потребителя внутренним свойством информации, проявляющем себя через релевантность и достоверность.

Среди внутренних свойств информации важнейшими являются объем (количество) информации и ее внутренняя организация, структура. По способу внутренней организации информацию делят на две группы:

Данные или простой, логически неупорядоченный набор сведений.

Логически упорядоченные, организованные наборы данных.

Упорядоченность данных достигается наложением на данные некоторой структуры (отсюда часто используемый термин — структура данных).

Во второй группе выделяют особым образом организованную информацию – знания. Знания в отличии от данных представляют собой информацию не о каком-то единичном и конкретном факте, а о том, как устроены все факты определенного типа.

Наконец, вне нашего поля зрения оказались свойства информации, связанные с процессом ее хранения. Здесь важнейшим свойством является живучесть – способность информации сохранять свое качество с течением времени. К этому можно добавить свойство уникальности. Уникальной называют информацию, хранящуюся в единственном экземпляре.

Данные, информация и знания

Курс дистанционного обучения:
«Экономическая информатика»
Модуль 1 (1,5 кредит): Введение в экономическую информатику

Тема 1.1: Теоретические основы экономической информатики

Тема 1.2: Технические средства обработки информации

Тема 1.3: Системное программное обеспечение

Тема 1.4: Сервисное программное обеспечение и основы алгоритмизации

1.1. Теоретические основы экономической информатики

1.1.2. Данные, информация и знания

Основные понятия данных, информации, знаний.

К базовым понятиям, которые используются в экономической информатике, относятся: данные, информация и знания. Эти понятия часто используются как синонимы, однако между этими понятиями существуют принципиальные различия.

Термин данные происходит от слова data — факт, а информация (informatio) означает разъяснение, изложение, т.е. сведения или сообщение.

Данные — это совокупность сведений, зафиксированных на определенном носителе в форме, пригодной для постоянного хранения, передачи и обработки. Преобразование и обработка данных позволяет получить информацию.

Информация — это результат преобразования и анализа данных. Отличие информации от данных состоит в том, что данные — это фиксированные сведения о событиях и явлениях, которые хранятся на определенных носителях, а информация появляется в результате обработки данных при решении конкретных задач. Например, в базах данных хранятся различные данные, а по определенному запросу система управления базой данных выдает требуемую информацию.

Существуют и другие определения информации, например, информация – это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.

Знания – это зафиксированная и проверенная практикой обработанная информация, которая использовалась и может многократно использоваться для принятия решений.

Знания – это вид информации, которая хранится в базе знаний и отображает знания специалиста в конкретной предметной области. Знания – это интеллектуальный капитал.

Формальные знания могут быть в виде документов (стандартов, нормативов), регламентирующих принятие решений или учебников, инструкций с описанием решения задач.

Неформальные знания – это знания и опыт специалистов в определенной предметной области.

Необходимо отметить, что универсальных определений этих понятий (данных, информации, знаний) нет, они трактуются по-разному.

Принятия решений осуществляются на основе полученной информации и имеющихся знаний.

Принятие решений – это выбор наилучшего в некотором смысле варианта решения из множества допустимых на основании имеющейся информации.

Взаимосвязь данных, информации и знаний в процессе принятия решений представлена на рисунке.

Для решения поставленной задачи фиксированные данные обрабатываются на основании имеющихся знаний, далее полученная информация анализируется с помощью имеющихся знаний. На основании анализа, предлагаются все допустимые решения, а в результате выбора принимается одно наилучшее в некотором смысле решение. Результаты решения пополняют знания.

В зависимости от сферы использования информация может быть различной: научной, технической, управляющей, экономической и т.д. Для экономической информатики интерес представляет экономическая информация.

Copyright

© Обучение в интернет, .
Обратная связь

Что такое информация — понятие, виды и свойства информации, ее передача, обработка и хранение

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Один из богатейших людей в истории человечества Натан Ротшильд утверждал — кто владеет информацией, тот владеет миром.

Что же это за штука такая, с помощью которой можно сколотить миллиардное состояние и управлять чужими судьбами?

Понятие информации — что это

Термин образовался от латинского слова informatio, что переводится как «разъяснение, представление, понятие». Есть и другое слово на латыни — informare, которое означает «мыслить, создавать форму, обучать, представлять».

Информация — это любые сведения, которые воспринимаются живыми организмами, электронными устройствами и другими системами, об окружающем мире, процессах, предметах и явлениях.

Сведения — это знания, передаваемые в виде сообщений, уведомлений и сигналов.

Информационное сообщение — это совокупность элементов информации, объединенных внутренними связями.

Вот газета пишет, что российская экономика испытывает небывалый рост. Или коллега по секрету говорит, что скоро урежут зарплаты. Все это информационные сообщения.

При этом одно и то же сообщение может содержать разное количество информации в зависимости от того, кто его получатель. Например, нам присылают сообщение: 明天该公司的股票将翻倍. Если мы не знаем языка, на котором написано послание, для нас нет никакой информации. А вот игрок на фондовой бирже из Китая сразу поймет — здесь сказано, что завтра акции некой компании удвоятся в цене.

В разных сферах деятельности понятие информации характеризуется при помощи специфических признаков. Например, в области компьютерной техники термин имеет следующее определение:

«информация — это набор символов и знаков, который имеет смысл и понятен для компьютера».

Такая информация может выглядеть как последовательность нулей и единиц: 00010001110001100011.

Виды информации

  1. Графическая. Более 30 тыс. лет назад первобытные люди начали записывать сведения о своей жизни на стенах пещер в виде изображений мамонтов, охотников, загадочных существ. Художник рисует картину и сохраняет образы на холсте. Любые фотографии, блок-схемы, чертежи — все это графический вид информации.
  2. Акустическая. Мир вокруг наполнен звуками. Мы включаем радио и слышим прогноз погоды, вставляем наушники в уши и наслаждаемся любыми песнями. Одна мартышка что-то кричит другой — они понимают друг друга. Змея шипит на путника, заблудившегося в джунглях: «Ни шага дальше! А то укушу».
  3. Текстовая. Сведения кодируются при помощи символов — букв. У разных народов свои языки и буквы, поэтому большее значение в истории человечества занимают переводчики. Они перекодируют текстовую информацию из одного набора символов в другой без потери смысла.

Это позволяет разным культурам взаимодействовать между собой, делиться опытом. С изобретением письменности у человечества появилась возможность не держать в памяти огромные массивы информации, передавая ее из уст в уста, из поколения в поколение.

Теперь можно записать все на бумаге и быть спокойным, что ничего не пропадет и не забудется. Прямо сейчас вы читаете эту статью, а ваш мозг поглощает текстовую информацию.

  • Числовая. При кодировке сведений также применяются цифры, а не буквы. Такая информация выражает количественные параметры объектов. Например: «68, 69, 67» — динамика изменения курса доллара к рублю.
  • Видеоинформация — вариант фиксации и хранения живых образов окружающей действительности. Она возникла в эпоху изобретения кино и сейчас достигла пика своего применения. Мы снимаем семейные праздники на камеру телефона, наслаждаемся фильмами в кинотеатрах, смотрим ролики на Youtube.
  • Тактильная. Представьте, что вы трогаете снег. Он очень холодный и руки начинает слегка ломить. Вот ощущения, которые всплывают в памяти — тактильная информация.
  • Органолептическая — полученная при помощи органов чувств (вкус, запах, цвет). Если мы захотим описать вкус соленых огурцов, нам придется перевести эту информацию из органолептической формы в текстовую или акустическую.

    Наука до сих пор не нашла способов кодировать и передавать такую информацию. Иначе можно было бы испытать чужие ощущения от похода в ресторан.

    Свойства информации

    1. Достоверность. Человек принимает решение на основании некой информации. Если она достоверна (соответствует действительности), решение, скорее всего, будет правильным. Если ложна, то — ошибочным.

    Недостоверная информация возникает в результате преднамеренного искажения действительности — дезинформации.

    Пример дезинформации содержится в известном анекдоте.

    Мать пишет сыну в тюрьму: «Тебя посадили, некому даже огород вскопать. А у меня совсем нет сил». Сын отвечает: «Мама, ничего не трогай! Раскопаешь такое, что мне срок добавят». Следующее письмо от матери: «Приезжали полицейские, все перерыли. Ничего не нашли, уехали очень злые». Сын пишет: «Дорогая мама, чем мог — помог. Картошку сажай сама».

    Другая причина недостоверности — случайное искажение. Многие в детстве играли в испорченный телефон: Вася сказал Пете, Петя — Сереже, Сережа — Мише. В итоге изначальное сообщение изменилось на прямо противоположное.

  • Полнота. Информация считается полной, когда ее объема хватает для принятия верного решения. Если судья на уголовном процессе заслушает только сторону обвинения, то рискует вынести ошибочный приговор.
  • Актуальность. У информации есть свой срок годности — она может устаревать. Если предупредить людей о землетрясении уже после его начала, такое сообщение будет бесполезно.
  • Объективность. Информация должна отражать реалии окружающего мира и не зависеть от чьего-то мнения или способа ее фиксации. Вот нам говорят, что на улице тепло. «Тепло» — это как?

    Для жителя Крайнего Севера температура -10 градусов — очень даже жарко. А для студента из Африки — страшный мороз. В таком сообщении содержится субъективная оценка. А вот извещение «ночью будет 15 градусов тепла» — объективно.

  • Точность. Чем ближе информация к реальности, тем она точнее. Возьмем два утверждения: «зарплата будет в течение этой недели» и «деньги получите завтра до 17:00». Второе существенно точнее первого.
  • Ценность или полезность. Этот параметр зависит от нужд и интересов получателя информации. Когда мы загрузим программный код в компьютер, он выполнит эту программу. Если же распечатаем его на листочке и будем читать ребенку перед сном вместо сказки, ничего хорошего не выйдет.
  • Модель передачи информации

    Передача данных – это физический перенос информации в форме сигналов от одной точки к другой по каналу связи с целью последующей обработки.

    Чтобы информация приносила пользу, она должна передаваться и приниматься. Это происходит по следующей схеме:

    Модель была описана американским математиком и инженером Клодом Шенноном в статье «Математическая теория связи».

    Рассмотрим на примере: нужно позвонить приятелю и пригласить его на день рождения. Источник информации (это вы) — объект, который создает передаваемое сообщение. Вы говорите: «Вася, приходи ко мне на день рождения!». Микрофон в трубке телефона улавливает звуковые колебания и преобразует их в электрические сигналы.

    Эти сигналы направляются к Васе по каналу связи. А там информационное сообщение подвергается внешним воздействиям — шумам и помехам, что может приводить к искажениям. Вася не понимает: «Куда, куда мне идти? Повтори, не слышу, все шипит».

    Чем выше уровень помех, тем сложнее передать сигнал. Для защиты информационного сигнала от внешних воздействий используют различные меры:

    1. экранируют линии связи;
    2. повышают чувствительность и избирательность приемного устройства;
    3. обеспечивают избыточность – лишний код, который можно использовать «на запчасти» при повреждении либо искажении основного.

    На стороне другого абонента происходит обратный процесс – полученные электрические сигналы преобразуются в звуковые волны. Они вылетают из динамика телефона и попадают прямо в Васино ухо.

    Обработка и хранение информации

    Наша эпоха характеризуется уникальным явлением, которое называется «информационным взрывом». Происходит резкий рост объема информации в масштабах планеты.

    Информационный поток увеличивается на 30% каждый год, вовлекая в свои процессы даже маленьких детей, которые чуть ли не с рождения пользуются телефонами и планшетами.

    Информация со временем накапливается. Человеческое сознание уже не способно обрабатывать такие объемы. Тут на помощь приходят компьютеры, которые берут на себя функции по обработке и хранению сведений.

    Обработка – это процесс, при котором изменяется содержание или форма представления информации.

    Например, режиссер берет готовый сценарий и снимает фильм. Он меняет форму – с текстовой на визуальную.

    Хранение информации – это ее запись на запоминающие устройства для последующей обработки.

    Раньше для этих целей использовались дискеты и перфокарты. Теперь же применяют лазерные диски (CD и DVD) и энергонезависимую память.

    1.1. ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ И ИНФОРМАТИКИ.

    Информация – это совокупность каких-либо сведений, данных, передаваемых устно (в форме речи), письменно (в виде текста, таблиц, рисунков, чертежей, схем, условных обозначений)либо другим способом (например, с помощью звуковых или световых сигналов, электрических и нервных импульсов, перепадов давления или температуры и т.д.).

    В середине 20 века термин «информация» стал общенаучным понятием, включающим обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом (ЭВМ), автоматом и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире, передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму.

    Теоретические и практические вопросы, относящиеся к информации, изучает информатика.

    Информатика – отрасль науки, изучающая структуру и свойства информации, а также вопросы, связанные с ее сбором, хранением, поиском, передачей, переработкой, преобразованием, распространением и использованием в различных сферах человеческой деятельности.

    Есть еще одно определение информатики:

    Информатика – это область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования информации с помощью компьютеров.

    Пристальное внимание к информатике связано с бурным ростом объема человеческих знаний, который часто называют «информационным взрывом». Общая сумма человеческих знаний изменялась раньше очень медленно. Затем процесс получения новых знаний заметно ускорился. Так общая сумма человеческих знаний к 1800 г. удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. – каждые 10 лет, к 1970 г. – каждые 5 лет, к 1990 г. – ежегодно. Т.о., в настоящее время накоплен большой объем информации, обработать который вручную людям невозможно (в силу своих физиологических особенностей).

    Эффективным инструментом обработки большого количества информации и незаменимым помощником в жизни человека стал компьютер (от англ. computer- вычислительное устройство).

    Основные направления использования компьютера:

  • накопление, хранение и обработка больших объемовинформации, быстрый поиск требуемых данных;
  • выполнение научных, экономических и конструкторских расчетов;
  • делопроизводство (составление писем, оформление документов);
  • обучение и приобретение профессиональных навыков;
  • издательское дело;
  • построение чертежей, диаграмм, создание рисунков и
    картин, мультфильмов, кинофильмов, видео клипов;
  • общение людей;
  • имитация работы человека-эксперта в определенной
    предметной области;
  • игры и развлечения.

    Несмотря на многообразие решаемых с помощью компьютера задач, принцип его применения в каждом случае один и тот же: информация, поступающая в компьютер, обрабатывается с целью получения требуемых результатов. Не случайно в США и Великобритании учебный курс информатики называется ComputerScience — компьютерная наука. Итак, информатика занимается вопросами обработки информации с помощью компьютера. Для решения конкретной задачи компьютер должен выполнить определенные действия (команды) в строго определенном порядке.

    Программа это записанный в определенном порядке набор команд, выполнение которых обеспечивает решение конкретной задачи. Процесс составления программ называется программированием.

    Таким образом, чтобы решить конкретную задачу, необходимо иметь компьютер, т.е. само устройство для осуществления действий. В английском языке имеется специальное слово – hardware- для обозначения всех частей и приспособлений, из которых состоит компьютер, т.н. аппаратная часть. Кроме компьютера необходимо иметь набор программ, управляющих его действиями, — программное обеспечение, или software. Это слово придумано специально, чтобы подчеркнуть, что программное обеспечение является равноправной частью компьютера как устройства, предназначенного для решения задач, но в отличие от “твердой” аппаратной части, ПО (программное обеспечение) гибкое, изменяющееся в зависимости от конкретной решаемой задачи.

    Что такое информация?

    Информация — это базовое понятие информатики. Оно не определяется через более простые понятия, так же, как в физике, например, не определяются понятия “вещество” и “энергия”.

    В обычной жизни в слово “информация” вкладывают содержательный смысл. Получается, что сообщение “в Африке живут крокодилы” для одних людей содержит информацию, а для других нет. Информатика, в отличие, например, от журналистики, не анализирует смысл сообщений, а рассматривает техническую сторону работы с сообщениями: способы их хранения, передачи и обработки.

    Можно на это возразить: при переводе с одного языка на другой требуется вникать в смысл текста, однако информатика умеет это делать при помощи специальных программ-переводчиков. Значит, все же, информатика анализирует смысл сообщений?

    Программы-переводчики работают, как и все другие программы, в том числе программы искусственного интеллекта, по строгим формальным правилам. Они не вникают в смысл той информации, которую обрабатывают. Если какие-то алгоритмы и обрабатывают “смысл” (семантику) сообщений, то такая обработка основана на выделении в сообщении базовых единиц (лексем, слов, выражений) и попытках “уложить” порядок их следования в заранее заданные “смысловые” конструкции. Понятно, что программы, работающие таким образом, в лучшем случае, пригодны для перевода только технического текста.

    Итак, информатика не трактует информацию с точки зрения новизны сведений, которую она несет потребителю. Бытовое определение информации не пригодно для технической работы. Информация, с точки зрения компьютерной информатики — это последовательность знаков (битов, байтов, символов, других кодов). Неважно, есть ли в этом наборе какой-то смысл или новизна для конкретного человека. С таким понятием информации можно работать (хранить, передавать, обрабатывать).

    Клавиатурные навыки

    Несмотря на то, что основной материал книги посвящен темам, связанным с понятием информации, на ее страницах продолжается наращивание компьютерных пользовательских навыков.

    Сегодня на уроке это — редактор строки и приемы, связанные с клавиатурным набором: ввод цифр, строчных русских букв, переключение алфавита и клавиатурного регистра, правила удаления последних набранных знаков при помощи клавиши Bs .

    Практикум основан на исполнителе Редактор строки. Работа начинается с нажатия экранный кнопки Сброс и завершается после выполнения всех заданий сообщением “Все задания выполнены!”.

    Повторное выполнение заданий также начинается с кнопки Сброс .

    Знак “–” на табло результатов отображает неверное решение, а знак “+” — правильное.

    Кроме знаковой индикации Редактор строки отображает на каждом шаге текущее “звание” испытуемого:

    При работе с исполнителем рекомендуется использовать мышь только для нажатия на экранную кнопку Сброс и первого входа в редактор строки (щелчок по полю). В дальнейшем работа выполняется с клавиатуры. Ввод в исполнитель записанной строки — нажатие на клавишу Enter .

    Клавишей Enter можно пользоваться как заменителем экранной кнопки Проверить в тех заданиях зачетного класса, в которых требуется вводить ответы в редактор строки.

    Ответы на вопросы


      Объясните, что такое информация.

    Ответ. Информация — это сведения. Однако, эта фраза не является определением: понятие информации неопределяемое.

    Что изучает наука информатика?

    Ответ. Информатика — это наука, которая изучает способы передачи, хранения и алгоритмы обработки информации.

    Что обычно называют словом “информация” в обычной жизни? А что обозначает этим словом наука информатика?

    Ответ. В “обычной” жизни понятие информации связывают с содержательным смыслом сообщений, их полезностью и новизной. Таким образом, “бытовое” определение информации субъективно. Наука информатика рассматривает техническую сторону сообщений, никак не соотнося ее со смыслом содержания.

    Является ли информацией сообщение:

    Ответ. С точки зрения информатики, да. Можно посчитать число символов в этом сообщении (31 символ, включая пробелы), определить размер памяти компьютера, необходимый для хранения этой информации (31 байт), узнать скорость передачи этого сообщения по модему и стоимость такой передачи. Можно написать алгоритм обработки этой информации (например, ее кодирование).

    Ниже приведены два сообщения. Какое из них содержит больше информации с точки зрения информатики?

    Ответ. Первое сообщение содержит 32 символа (включая пробелы), второе — 81. Значит, объем информации во втором сообщении больше.

    Почему нельзя дать определение информации?

    Ответ. Информация — это первичное понятие информатики, оно не сводится к более простым понятиям. Так часто бывает и в других науках (например, точка в геометрии, вещество и энергия в физике).

    Для каких понятий не существуют определения? Приведите примеры.

    Ответ. Точка, буква, вещество, энергия, информация.

    Ответы на вопросы Практикума

    1. Для чего предназначен редактор строки и как он выглядит на экране?

    Ответ. Редактор строки представляет собой прямоугольное поле высотой в одну строку и предназначен для ввода информации с клавиатуры.

    Как “войти” в редактор строки?

    Ответ. Для входа в редактор строки нужно щелкнуть по нему мышкой.

    Как меняется редактор строки после входа в него?

    Ответ. В редакторе строки появляется текстовый курсор — вертикальная мигающая черточка.

    Для чего служит текстовый курсор?

    Ответ. Текстовый курсор указывает то место в редакторе строки, в которое будет помещен клавиатурный символ.

    Как работает текстовый курсор?

    Ответ. Если щелкнуть мышкой по редактору строки, то текстовый курсор появляется перед тем символом, на котором был выполнен щелчок; за последним символом, если щелчок был выполнен за набранными символами; в первой позиции, если редактор строки пуст.

    Текстовый курсор смещается вправо на одну позицию, когда нажата символьная клавиша на клавиатуре (или клавиша ВПРАВО , если курсор расположен не за последним набранным символом).

    Текстовый курсор смещается на одну позицию влево по клавише ВЛЕВО , если он расположен не в первой позиции редактора строки.

    Чем отличается текстовый курсор от мышиного курсора?

    Ответ. Формой (мышиный курсор над текстом имеет вид немигающей вертикальной черточки с горизонтальными засечками на кончиках) и назначением (текстовый мышиный курсор указывает на текст, но не позволяет редактировать его).

    Как “выйти” из текстовой строки?

    Ответ. Нужно щелкнуть мышкой за пределами редактора строки.

    Как обычно работает клавиша Enter в редакторе строки?

    Ответ. Нажатие клавиши Enter в редакторе строки приводит к передачи содержимого строки в алгоритм обработки. Это общепринятое правило.

    Как переключить алфавит?

    Ответ. Для переключения алфавита можно щелкнуть по пиктограмме En (или Ru ) справа на панели Задач и выбрать в открывшемся меню строку с названием нужного алфавита.

    Переключение можно выполнять и клавиатурным аккордом (или другим, зависит от настройки компьютера).

    Как переключить режим прописные/строчные?

    Ответ. Клавишей Caps Lock . Для временного переключения можно выполнять набор, удерживая клавишу Shift .

    Где на клавиатуре находятся цифровые клавиши?

    Ответ. Верхний горизонтальный ряд клавиш на основной части клавиатуры. Можно набирать цифры и с дополнительной группы клавиш (справа), если предварительно включить режим Num Lock соответствующей клавишей.

    Где на клавиатуре находятся клавиши с рускими буквами?

    Ответ. На основной части клавиатуры. Одна и та же клавиша служит, как правило, для ввода русских и латинских букв (или специальных знаков).

    Как записать пробел?

    Ответ. Символ пробела вводится самой длинной клавишей, расположенной в нижней части клавиатуры.

    Как работает клавиша Bs ?

    Ответ. Клавиша Bs удаляет символ, расположенный в строке слева от текстового курсора.

    Что такое информация?

    Этим термином пользовались очень давно для определения чисто практических понятий. С развитием кибернетики и теории информации понятие «информация» по-прежнему понималось только в рамках нашего восприятия мира. Но дальнейшие исследования показали, что понятие «информация» значительно более ёмкое и, что очень важно, существует вне нашего восприятия. Другими словами, весь окружающий нас мир, как доступный, так и недоступный нам, всюду имеет информационную структуру. Человек не создаёт эту структуру, а только учится её прочитывать.

    Что такое информация

    (Глава 2 из книги «Реальность невероятного» М.: Интербук, ТПО Старт, 1990).

    &nbsp &nbsp &nbsp При изложении материала первой главы мы широко использовали понятие «информация». Но что такое информация, каково значение и область использования этого слова?
    &nbsp &nbsp &nbsp Этим термином пользовались очень давно для определения чисто практических понятий, таких, как некоторая совокупность знаний, сведений о конкретном предмете, явлении, событии. Такая информация носит вполне конкретный характер и во многих случаях не несёт в себе количественной оценки.
    &nbsp &nbsp &nbsp Положение стало меняться с появлением кибернетики и теории информации. В 1948 году американский учёный Клод Шеннон предложил способ измерения количества информации, содержащейся в одном случайном объекте (событий, величин, функций и т.д.) относительно другого случайного объекта. Этот способ позволяет выражать количество информации числом. С этого момента понятие «информация» начинает расширять сферу своего применения.
    &nbsp &nbsp &nbsp Техническая революция, связанная с появлением и развитием кибернетики, не столько определяется использованием электронно-вычислительных машин, сколько появившейся необходимостью в математическом описании и количественной оценке различных физических, технологических, биологических и прочих процессов и явлений.
    &nbsp &nbsp &nbsp На первых же этапах развития кибернетики и теории информации понятие «информация» было значительно расширено и конкретизировано, но всё же оно понималось только в рамках нашего восприятия окружающего нас мира, трансформированного через возможности ЭВМ, т. е. информация воспринималась как средство нашего восприятия мира. Норберт Винер по этому поводу писал: «Информация – это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств».
    &nbsp &nbsp &nbsp Но дальнейшие исследования показали, что понятие «информация» значительно более ёмкое и, что очень важно, существует вне нашего восприятия. Другими словами, весь окружающий нас мир, как доступный, так и недоступный нам, всюду имеет информационную структуру. Человек не создаёт эту структуру, а только учится её прочитывать. В этой связи Философский энциклопедический словарь издания 1983 года [1] указывает: «Развитие понятия информация в современной науке привело к появлению её мировоззренческой и особенно философской интерпретации».
    &nbsp &nbsp &nbsp Такая постановка вопроса в корне изменяет взгляды на понятие «информация». До сих пор нет единого, общепризнанного определения этого понятия, и по его формированию сейчас идут споры учёных. Нам кажется, что наиболее правильное определение по этому поводу было дано Г.Г.Воробъевым [2]: «Информация – это философская категория, рассматриваемая наряду с такими, как пространство, время, материя. В самом общем виде информацию можно представить как сообщение, т.е. форму связи между источником, передающим сообщение, и приёмником, её принимающим».
    &nbsp &nbsp &nbsp В 1948 году Н.Винер предложил «информационное видение» кибернетики как науки об управлении и связи в живых организмах, обществе и машинах. Видимо, сейчас наступило время значительно расширить понятие «информация» и рассматривать её как неотъемлемое свойство материи или как форму её существования. Такое определение объединит понятия материи и информации и исключит возможность их противопоставления.
    &nbsp &nbsp &nbsp Информация может иметь дискретную или аналоговую форму. При передаче или запоминании сигнала в дискретной форме передаваемый сигнал дожен быть предварительно разбит на равные простейшие части, например, единицы измерения (грамм, миллиметр и т. д.), и сигнал передаётся или запоминается в виде количества этих элементарных сигналов. Процесс разбивки сигнала на элементарные сигналы называется квантованием, а сам элементарный сигнал – шагом квантования. Чем меньше шаг кванотования, тем с большей точностью можно передать сигнал. Но передача дискретного сигнала всегда сопровождается ошибкой, которая называется шумом квантования и обычно не превышает половины шага квантования.
    &nbsp &nbsp &nbsp При передаче сигнала в аналоговой форме квантование не производится , а сигнал передаётся в виде, например, величины тока или напряжения и т.д. Для оценки аналогового сигнала и выражения его в числовом значении его обязательно приходится квантовать.
    &nbsp &nbsp &nbsp Примерами дискретных приборов могут служить электронные часы с цифровым циферблатом, а аналоговых – часы со стрелкой. В последнем случае квантование проводится мысленно их владельцем.
    &nbsp &nbsp &nbsp Все современные электронно-вычислительные машины, начиная от карманного калькулятора до самых крупных ЭВМ, работают только на дискретной информации. Природа тоже, как правило, хранит и передаёт дискретную информацию. Информационную емкость клетки мы оцениваем по числу нуклеотидов, т.е. простейших носителей информации (шаг квантования).
    &nbsp &nbsp &nbsp Большинство специалистов считает, что в природе не существует аналоговых величин, всё в мире квантуется, и вопрос только в том, на каком уровне осуществляется квантование и каков его шаг. Исходя из этого, предполагается, что все биологические процессы тоже дискретны. Это значительно упрощает исследование информационной возможности биологических систем, начиная от простейших элементов клеток до сложных организмов в целом.
    &nbsp &nbsp &nbsp Несмотря на это, некоторые процессы, например, мышления и высшей нервной деятельности рассматриваются отдельными исследователями как аналоговые, но из этого вовсе не следует, что они не квантуются, просто уровень их квантования настолько низкий, что при ряде практических исследований он не может быть зафиксирован. Однако в таких случаях обычно не удаётся провести количественную оценку информационных показателей протекающих процессов, что затрудняет проведение необходимых сопоставлений и получения необходимых данных для выполнения обобщений и выводов.
    &nbsp &nbsp &nbsp Количество информации определяет подобие исследуемых объектов. Напомним о поразительном подобии одноклеточных близнецов. Для обеспечения такого сходства необходима передача очень большого объёма информации, ведь чем больше этот объём, тем больше будет подобие. Это иллюстрируется рис.1. В рамке помещено контурное изображение круга. Чтобы его передать, а затем воспроизвести, предварительно рамка должна быть проквантована по горизонтали и вертикали, т.е. должна быть на рисунок наложена сетка, состоящая из квадратов, равных шагу квантования.
    &nbsp &nbsp &nbsp На рис. 1 показаны три варианта такой сетки с шагом квантования 4 мм, 2 мм и 1 мм, и рамка соответственно разбита на 144, 576 и 2304 клеток, и каждая клетка может рассматриваться как бит информации. Из рисунка следует, что чем меньше шаг квантования, тем больше квадратов можно разместить на той же площади и тем точнее копируется рисунок.

    &nbsp &nbsp &nbsp В нашем случае изображение чёрно-белое, однотонное, поэтому каждая клетка эквивалентна одному биту информации, если же изображение дополнить оттенками и цветом, то объём информации значительно увеличится. Для сопоставления укажем, что информационная возможность современного телевизора без звукового сопровождения составляет около 10 миллиардов бит в секунду или 10 10 , вне зависимости от размеров экрана. Правда, мы воспринимаем не всю эту информацию, а только её небольшую часть (5 – 10%).
    &nbsp &nbsp &nbsp При оценке различных биологических процессов необходимо задаться некоторым исходным шагом квантования, т.е. тем пределом, который определяет качественное состояние материи. В качестве такого шага, элементарной единицы для биологических систем можно принять атом, т.е. такую элементарную частицу, которая остаётся неизменной как в живой, так и в неживой материи. Атомы углерода одинаковы как в человеческом организме, так и в куске графита. То же самое можно сказать о всех элементах таблицы Менделеева, которые формируют живую и неживую материю.
    &nbsp &nbsp &nbsp Именно это обстоятельство определяет круговорот вещества в природе и переход одних и тех же элементов из живых организмов в неживые и наоборот.
    &nbsp &nbsp &nbsp В переводе на русский язык «атом» значит – «неделимый», когда это понятие вводилось в обиход, предполагалось, что атом является мельчайшей частицей строения материи и не может быть разбит на составные элементы. Сейчас мы знаем, что такое мнение ошибочно, атом имеет очень сложную структуру и состоит из множества ещё более мелких элементарных частиц. Таких элементарных частиц уже известны сотни, а, следовательно, они также, как и атомы, имеют сложную структуру и содержат в себе какие-то неизвестные нам «сверхэлементарные» частицы.
    &nbsp &nbsp &nbsp Ведь если бы они были действительно элементарными и неделимыми, то они были бы совершенно одинаковыми и не отличались бы друг от друга. Где же всё-таки предел делимости? Это остаётся непознанной тайной материи. Возможно, что такого предела вообще не существует.

    Литература.
    1. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
    2. Воробъев Г. Г. Информационная культура управленческого труда. М., Экономика, 1971.

    Виды информации и её свойства

    Информация (informatio — осведомление, разъяснение, изложение) — в широком смысле абстрактное понятие, имеющее множество значений, в зависимости от контекста. В узком смысле этого слова — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. В настоящее время не существует единого определения термина информация. С точки зрения различных областей знания, данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Информация — совокупность данных, зафиксированных на материальном носителе, сохранённых и распространённых во времени и пространстве.

    В то же время никак нельзя называть произведения искусства информацией. Эстетическое, культурологическое понимание термина информация в корне отличается от понимания информации в кибернетике, физике, биологии и т. д.

    Органами чувств (приемниками информации) мы принимаем информацию об окружающем мире, в том числе и информацию о произведениях искусства. Но произведения искусства в связи с этим не становятся чистой информацией. Это мы при помощи органов чувств, видя произведения искусства, воспринимаем информацию о произведениях искусств.

    Понятие информации, классификация и свойства [ править ]

    В литературе можно найти достаточно много определений термина «информация», отражающих различные подходы к толкованию этого понятия. В «Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ Об информации, технологиях и о защите информации» (http://www.rg.ru/2006/07/29/informacia-dok.html) дается следующее определение этого термина: «информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления». Толковый словарь русского языка Ожегова приводит 2 определения слова «информация»:

    1. Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством.
    2. Сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь. (Научно-техническая и газетная информации, средства массовой информации — печать, радио, телевидение, кино).

    Информация и ее свойства являются объектом исследования целого ряда научных дисциплин, таких как теория информации (математическая теория систем передачи информации), кибернетика (наука о связи и управлении в машинах и животных, а также в обществе и человеческих существах), семиотика (наука о знаках и знаковых системах), теория массовой коммуникации (исследование средств массовой информации и их влияния на общество), информатика (изучение процессов сбора, преобразования, хранения, защиты, поиска и передачи всех видов информации и средств их автоматизированной обработки), информодинамика (наука об открытых информационных системах), информациология (наука о получении, сохранении и передаче информации для различных множеств объектов) и т. д.

    В информатике наиболее часто используется следующее определение этого термина:

    Информация — осознанные сведения об окружающем мире, которые являются объектом хранения, преобразования, передачи и использования.

    Сведения — это знания, выраженные в сигналах, сообщениях, известиях, уведомлениях и т. д. Каждого человека в мире окружает море информации различных видов. Несмотря на то, что единого строгого определения информации не существует, имеется возможность описать этот термин через характерные свойства: дуализм(двойственность), достоверность, полнота, адекватность, доступность и актуальность.

    Информация содержится везде. Дерево содержит собственную генетическую информацию, и только благодаря этой информации от семечки берёзы вырастает только берёза. Для деревьев источником информации является воздух, именно по состоянию воздуха дерево может определить время распускания почек. Перелётные птицы знают свой маршрут перелёта, и каждая стая идёт только своим заданным в генах маршрутом.

    Стремление зафиксировать, сохранить надолго свое восприятие информации было всегда свойственно человеку. Мозг человека хранит множество информации и использует для хранения её свои способы, основа которых — двоичный код, как и у компьютеров. Человек всегда стремился иметь возможность поделиться своей информацией с другими людьми и найти надёжные средства для её передачи и долговременного хранения. Для этого в настоящее время изобретено множество способов хранения информации на внешних (относительно мозга человека) носителях и её передачи на огромные расстояния.

    Основные виды информации по её форме представления, способам её кодирования и хранения, что имеет наибольшее значение для информатики, это:

    • графическая или изобразительная — первый вид, для которого был реализован способ хранения информации об окружающем мире в виде наскальных рисунков, а позднее в виде картин, фотографий, схем, чертежей на бумаге, холсте, мраморе и др. материалах, изображающих картины реального мира;
    • звуковая (акустическая) — мир вокруг нас полон звуков и задача их хранения и тиражирования была решена с изобретением звукозаписывающих устройств в 1877 г. (см., например, историю звукозаписи на сайте — http://radiomuseum.ur.ru/index9.html); её разновидностью является музыкальная информация — для этого вида был изобретен способ кодирования с использованием специальных символов, что делает возможным хранение её аналогично графической информации;
    • текстовая — способ кодирования речи человека специальными символами — буквами, причем разные народы имеют разные языки и используют различные наборы букв для отображения речи; особенно большое значение этот способ приобрел после изобретения бумаги и книгопечатания;
    • числовая — количественная мера объектов и их свойств в окружающем мире; особенно большое значение приобрела с развитием торговли, экономики и денежного обмена; аналогично текстовой информации для её отображения используется метод кодирования специальными символами — цифрами, причем системы кодирования (счисления) могут быть разными;
    • видеоинформация — способ сохранения «живых» картин окружающего мира, появившийся с изобретением кино.

    Существуют также виды информации, для которых до сих пор не изобретено способов их кодирования и хранения — это тактильная информация, передаваемая ощущениями, органолептическая, передаваемая запахами и вкусами и др.

    Для передачи информации на большие расстояния первоначально использовались кодированные световые сигналы, с изобретением электричества — передача закодированного определенным образом сигнала по проводам, позднее — с использованием радиоволн.

    Создателем общей теории информации и основоположником цифровой связи считается Клод Шеннон (Claude Shannon). Всемирную известность ему принес фундаментальный труд 1948 года — «Математическая теория связи» (A Mathematical Theory of Communication), в котором впервые обосновывается возможность применения двоичного кода для передачи информации.

    С появлением компьютеров (или, как их вначале называли в нашей стране, ЭВМ — электронные вычислительные машины) вначале появилось средство для обработки числовой информации. Однако в дальнейшем, особенно после широкого распространения персональных компьютеров (ПК), компьютеры стали использоваться для хранения, обработки, передачи и поиска текстовой, числовой, изобразительной, звуковой и видеоинформации. С момента появления первых персональных компьютеров — ПК (80-е годы 20 века) — до 80 % их рабочего времени посвящено работе с текстовой информацией.

    Хранение информации при использовании компьютеров осуществляется на магнитных дисках или лентах, на лазерных дисках (CD и DVD), специальных устройствах энергонезависимой памяти (флэш-память и пр.). Эти методы постоянно совершенствуются, изобретаются и носители информации. Обработку информации (воспроизведение, преобразование, передача, запись на внешние носители) выполняет процессор компьютера. С помощью компьютера возможно создание и хранение новой информации любых видов, для чего служат специальные программы, используемые на компьютерах, и устройства ввода информации.

    Особым видом информации в настоящее время можно считать информацию, представленную в глобальной сети Интернет. Здесь используются особые приемы хранения, обработки, поиска и передачи распределенной информации больших объемов и особые способы работы с различными видами информации. Постоянно совершенствуется программное обеспечение, обеспечивающее коллективную работу с информацией всех видов.

    Свойства информации [ править ]

    С точки зрения информатики наиболее важными представляются следующие общие качественные свойства: достоверность, полнота, точность, актуальность, полезность, ценность, своевременность, понятность, доступность, краткость и пр.

    1. Объективность информации. Информация в любом своём проявлении объективна, она отображает объективную действительность. Например фраза «На улице тёплая погода» означает, что человек её произнесший считает погоду на улице тёплой, т.е. информацией в данном случае будет являться то, что определённый человек произнёс фразу следующего содержания.
    2. Достоверность информации. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Достоверная информация помогает принять нам правильное решение. Недостоверной информация может быть по следующим причинам:
      • преднамеренное искажение (дезинформация) или непреднамеренное искажение субъективного свойства;
      • искажение в результате воздействия помех («испорченный телефон») и недостаточно точных средств ее фиксации.
    3. Полнота информации. Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению.
    4. Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п.
    5. Актуальность информации — важность для настоящего времени, злободневность, насущность. Только вовремя полученная информация может быть полезна.
    6. Полезность (ценность) информации. Полезность может быть оценена применительно к нуждам конкретных ее потребителей и оценивается по тем задачам, которые можно решить с ее помощью.

    Самая ценная информация — полезная. При этом следует учитывать, что и недостоверная информация (например, художественная литература), имеет большую значимость для человека. В художественной литературе полезная информация представлена неявным образом. Социальная (общественная) информация обладает еще и дополнительными свойствами:

    • имеет семантический (смысловой) характер, то есть понятный, так как именно в понятиях обобщаются наиболее существенные признаки предметов, процессов и явлений окружающего мира.
    • имеет языковую природу (кроме некоторых видов эстетической информации, например изобразительного искусства). Одно и то же содержание может быть выражено на разных естественных (разговорных) языках, записано в виде математических формул и т. д.

    С течением времени количество информации растет, информация накапливается, происходит ее систематизация, оценка и обобщение. Это свойство назвали ростом и кумулированием информации. (Кумуляция — от лат. cumulatio — увеличение, скопление). Старение информации заключается в уменьшении ее ценности с течением времени. Старит информацию не само время, а появление новой информации, которая уточняет, дополняет или отвергает полностью или частично более раннюю. Научно-техническая информация стареет быстрее, эстетическая (произведения искусства) — медленнее.

    Логичность, компактность, удобная форма представления облегчает понимание и усвоение информации.

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector