12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Запорная арматура задвижки клапаны и краны

Классификация запорной арматуры

Устройства, устанавливаемые на трубопроводах, называются трубопроводной арматурой, предназначены для разнообразных целей – управление, регулировка, защита, контроль и множество других функций. Для более понятного обозначения, трубопроводная и запорная арматура была классифицирована как единицы по разделам для уточнения эксплуатационных свойств, функций и назначения. Стандарт определений и терминов по трубопроводной арматуре — ГОСТ 24856-2014 был принят 30 мая 2014г. В его согласовании и утверждении приняли Россия, Беларусь, Армения, Киргизия, Узбекистан и Украина. Межгосударственный стандарт действует на территории РФ с 1 апреля 2015 и включает определения и термины, классификацию трубопроводной запорной арматуры разделяет на достаточно обширное количество основных видов:

  • Запорная арматура — устройства, применяемые для периодического или разового включения, или отключения части трубопровода или объекта (вентили, клапаны, задвижки, краны и др.
  • Регулирующая арматура — устройства, применяемые для частичного перекрытия проходных сечений и изменения количества протекающей жидкости с целью регулирования расходов, давления, уровня, температуры, состава среды и т. д.;
  • Предохранительная арматура — устройства, используемые для ограничения рабочих параметров и предотвращения аварийных условий: выпуска избытка среды при чрезмерном повышении давления (предохранительные и перепускные клапаны), предотвращения движения среды в обратном направлении (обратные клапаны);
  • Контрольная арматура — устройства, предназначенные для определения наличия или уровня жидкости (пробно-спусковые краны, указатели уровня);
  • Разная арматура — устройства, применяемые, например, для отвода одной из фаз среды: конденсата (конденсатоотводчики), воздуха (вантузы), масла (маслоотделители) и др.

Помимо этого, запорную арматуру можно классифицировать по следующим типам:

  • По способу применения – области применения в той или иной производственной среде запорной арматуры могут разительно отличаться, поэтому арматура делиться на: промышленную, специальную, судовую, сантехническую арматуру
  • По конструктивным типам арматуры — в этой классификации типы арматуры подразделяются в зависимости от их конструктивных особенностей (задвижки, затворы, краны, клапаны)
  • По способу присоединения – в данном случае рассматривается способ присоединения арматуры к трубопроводу (присоединения с помощью муфт, фланцев, штуцеров или сварки)
  • По способу герметизации арматуры — относительно внешней среды (арматура сальниковая, мембранная, шланговая, сильфонновая)
  • По способу управления арматурой. С точки зрения способа управления, арматура подразделяется на арматуру, управляемую дистанционно, арматуру с автоматическим управлением и арматуру с ручным управлением

Основными параметрами, по которым происходит выбор той или иной запорной арматуры, является:

  1. Условный диаметр прохода Dy – внутренний диаметр трубопровода, к которому присоединяется арматура
  2. Рабочее давление P – давление, при котором происходит эксплуатация арматуры
  3. Условное давление среды Ру – номинальное давление среды, соответствующее обычно рабочему давлению при температуре среды t = 0-120 0С для чугунной арматуры и t = 0-200 0С для арматуры из углеродистой стали
  4. Пробное давление – давление, при котором производится гидравлическое испытание арматуры на прочность.

В нашей компании принято обозначать всю производимую продукцию общепромышленной маркировкой согласно с международными стандартами. Это сделано для более удобного обозначения продукции и краткого описания товара. Расшифровать обозначения можно следующим образом:

Вся запорная арматура по классификации имеет стандартный вид обозначения XXaaYYbb

Где XX и YY имеет цифровое обозначение

aa и bb буквенное обозначение

«XX» первые цифры обозначают тип арматуры:

  • 10 – кран (пробно-спусковой)
  • 11- кран (для трубопровода)
  • 12 – запорное устройство указателя уровня
  • 13,14,15 – клапаны (вентили) запорные разнообразных типов и конструкций.
  • 22,24 – клапан отсечной
  • 16 – клапан обратный
  • 17 – клапан предохранительный
  • 19 – затвор обратный, клапан герметичный
  • 20 – клапан перепускной
  • 18,21 – регулятор давления
  • 23 – клапан распределительный
  • 27 – клапан смесительный
  • 30,31 – задвижка
  • 32 – затвор поворотный
  • 33 – задвижка шланговая
  • 40 – элеватор
  • 45 – конденсатоотводчик

Тип трубопроводной запорной арматуры коротко обозначает назначение, основные конструктивные и функциональные особенности устройств.

Затем следуют буквы «аа», они обозначают материал корпусных деталей.

  • С – Углеродистая сталь
  • ЛС – легированная сталь
  • НЖ – нержавеющая сталь
  • Ч – серый чугун
  • КЧ – ковкий чугун
  • ВЧ – высокопрочный чугун
  • Б – латунь, бронза
  • А – алюминий
  • МН – монель-металл
  • П – пластмасса
  • ВН – винилпласт
  • К – фарфор
  • ТН – титановый сплав
  • СК — стекло

После следуют цифры «YY» обозначающие номенклатурную общепромышленную серию

Далее будет последние обозначение «bb», описывает материал уплотнительных поверхностей затвора:

  • БК – без колец
  • БР – латунь, бронза
  • МН – моннель-металл
  • НЖ – нержавеющая сталь
  • НТ – нитрированная сталь
  • БТ – баббит
  • СТ – стеллит
  • СР – сормайт
  • К – кожа
  • Э – эбонит
  • Р – резина
  • П – пластмасса
  • ВП – винилпласт

Пример расшифровки по классификации запорной арматуры:

Рассмотрим один из самых популярных примеров. У 15с68нж

15 –клапан запорный

С – из углеродистой стали

68 – номенклатурное обозначение

НЖ – уплотнительный материал выполнен из нержавеющей стали

Международный стандарт классификации запорной арматуры внёс ясность в общие правила разработки, принятия, принятия и применения в арматуростроении стран утвердивших данный ГОСТ.

2. Типы арматуры

Выполнение одних и тех же функций может осуществляться различными типами арматуры, основными из которых являются задвижки, клапаны и краны.

Задвижки. Задвижками называются конструкции арматуры с запорным или регулирующим органом, перемещающимся вдоль уплотнительных поверхностей корпуса перпендикулярно оси потока среды. Задвижки могут быть полнопроходными и суженными, в последних диаметр отверстия уплотнительных колец меньше диаметра трубопровода.

По форме запорного органа задвижки подразделяются на клиновые и параллельные. Клиновая задвижка имеет клиновой запорный орган, в котором уплотнительные поверхности расположены под углом друг к другу. Клин может быть цельным, упругим или двухдисковым. Параллельная задвижка имеет запорный или регулирующий орган, уплотнительные поверхности которого расположены параллельно друг другу. Параллельная задвижка может быть шиберной (однодисковой) или двухдисковой.

По характеру движения шпинделя различаются задвижки с выдвижным шпинделем или штоком и задвижки с невыдвижным шпинделем (вращаемым). В первом случае при открытии и закрытии задвижки шпиндель или шток совершает поступательное или вращательно-поступательное движение. Во втором случае при открытии и закрытии задвижки шпиндель совершает только вращательное движение.

Клапаны. Клапанами называются конструкции арматуры с запорным или регулирующим органом, перемещающимся возвратно-поступательно вдоль центральной оси уплотнительной поверхности корпуса или поворачивающимся вокруг оси, перпендикулярной оси потока среды. Проходные клапаны называются прямоточными, если направление оси потока в корпусе клапана близко к прямолинейному.

Клапаны имеют большое число разновидностей. В зависимости от назначения они подразделяются на запорные клапаны, вентили, регулирующие клапаны, обратные, предохранительные, перепускные, отсечные, дыхательные и затворы. Запорный клапан снабжается запорным органом, регулирующий клапан— регулирующим органом. Вентиль — это клапан, запорный или регулирующий орган которого перемещается при помощи резьбовой пары вдоль центральной оси уплотнительной поверхности.

Предохранительным называется клапан, предназначенный для автоматического сброса среды при повышении (в замкнутом пространстве) давления среды сверх установленного. В зависимости от пропускной способности различаются предохранительные клапаны малого, среднего и полного подъема. Предохранительный клапан малого подъема обеспечивает подъем тарелки клапана от 1/40 до 1/20 диаметра седла, среднего подъема — свыше 1/20 до 1/4 диаметра седла, полного подъема — свыше 1/4 диаметра седла. В зависимости от количества седел (и тарелок) предохранительные клапаны бывают одинарные и двойные. По методу нагружения предохранительные клапаны подразделяются на грузовые, у которых усилие уплотнения осуществляется с помощью груза, и пружинные, у которых усилие уплотнения осуществляется с помощью пружины.

Импульсным предохранительным клапаном называется такой, управление работой которого осуществляется рабочей средой при помощи импульсного устройства, представляющего собой вспомогательный клапан для управления приводом главного клапана.

Перепускные клапаны предназначены для поддержания давления среды на требуемом уровне путем перепуска ее через ответвление трубопровода.

Отсечными называются клапаны, предназначенные для быстрого перекрытия потока среды.

Дыхательными называются клапаны, предназначенные для выпуска накопившихся паров или воздуха и предотвращения образования вакуума.

Обратные клапаны предназначены для предотвращения образования обратного потока среды. Запорный орган в обратных клапанах открывается прямым потоком среды, а закрывается обратным потоком. Обратные клапаны подразделяются на подъемные и поворотные. Подъемный обратный клапан ^еет запорный орган с возвратно-поступательным движением. Поворотный обратный клапан имеет поворачивающийся запорный орган и может быть одно- или многодисковым.

Подъемный обратный клапан, имеющий сетку и предназначенный для установки в начале всасывающего трубопровода, называется приемным клапаном.

Дисковый поворотный затвор имеет запорный или регулирующий орган в виде диска, поворачивающегося на оси, находящейся в проходе.

Кольцевой затвор представляет собой клапан с кольцевой проточной частью и с запорным или регулирующим органом в виде цилиндра, перемещающегося вдоль оси прохода.

В некоторых конструкциях клапанов пружиной (или грузом) обеспечивается открытие или закрытие прохода, когда действие перестановочного усилия прекращается. По этому признаку клапаны подразделяются на нормально открытые (НО) и нормально закрытые (НЗ). Нормально открытым называется клапан, проход в котором открывается при прекращении действия перестановочного усилия, нормально закрытым — проход в котором закрывается при прекращении действия перестановочного усилия.

Регуляторами давления называется арматура, предназначенная для автоматического поддержания давления, автономно, без посторонних источников энергии. Могут быть регуляторы давления «до себя» и «после себя» — в зависимости от того, на каком участке трубопровода (до регулятора или после него по направлению движения потока) обеспечивается поддержание давления.

Краны. Кранами называются конструкции арматуры с запорным или регулирующим органом в форме тела вращения, поворачивающимся вокруг оси, перпендикулярной оси потока среды.

Краны подразделяются на проходные и пробно-спускные. Пробно-спускные краны имеют один присоединительный патрубок и прямой или изогнутый спуск.

По конструкции затвора краны подразделяются на конусные, шаровые и цилиндрические. Запорный или регулирующий орган конусного крана имеет форму конуса, шарового крана — сферическую форму, цилиндрического крана — цилиндрическую. Краны могут быть двух- или трехходовыми в зависимости от числа рабочих положений пробки. Конусные краны могут быть сальниковыми и натяжными в зависимости от того, как создается натяжение запорного или регулирующего органа: сальником в верхней части корпуса или гайкой в нижней его части.

Конденсатоотводчики. Помимо основных типов имеются конструкции арматуры, предназначенные для выполнения различных функций (разная арматура), в том числе конденсатоотводчики.

Конденсатоотводчиками называются конструкции арматуры, предназначенные для отвода конденсата. В зависимости от принципа работы конденсатоотводчики подразделяются на поплавковые, термостатические и термодинамические.

Поплавковым называется конденсатоотводчик, принцип работы которого основан на использовании разницы в плотностях пара и конденсата.

Термостатическим называют конденсатоотводчик, работа которого основана на использовании расширения тел от нагревания и разности температур пара и конденсата. Принцип действия термодинамического конденсатоотводчика основан на использовании газо- и термодинамических свойств пара и конденсата.

Запортная арматура: применение, виды, стандартизация

Запорная арматура является неотъемлемой частью трубопроводных систем различного назначения. Она необходима для перекрытия потока рабочей среды. Функциональные элементы арматуры дают возможность плавного изменения параметров с фиксацией площади просвета от положения «открыто» до позиции «закрыто» с определенной степенью герметичности.

Применение запорной арматуры

Элементы запорной арматуры используются в инженерных системах общетехнического назначения и для работы в специальных условиях. Допускается монтаж на трубопроводы со следующими типами рабочей среды:

  • водой;
  • паром;
  • газами;
  • нефтью и нефтепродуктами;
  • химическими веществами, в том числе агрессивными (специальное исполнение).

Основными сферами применения являются предприятия жилищно-коммунального комплекса, энергосистемы, химическая, пищевая промышленность, сельское хозяйство, горнодобывающая, металлургическая, другие структуры.

В производстве запорной арматуры используются следующие материалы:

  • углеродистые и коррозионностойкие стали;
  • чугун;
  • титан;
  • цветные сплавы (латунь, бронза).

Виды запорной арматуры

Запорные устройства, перекрывающие поток рабочего вещества в трубе, классифицируются по способу остановки потока.

  • Задвижка. Ее запирающий элемент движется перпендикулярно потоку рабочей среды.
  • Вентиль. Ее запирающий элемент перемещается вдоль движения потока рабочей среды.
  • Шаровый кран. Ее запирающий элемент поворачивается вокруг оси устройства перпендикулярно потоку рабочей среды.
Читать еще:  Монолитная фундаментная плита - устройство, как залить, бетонирование, армирование, гидроизоляция, цены

Задвижки

Изделия данного типа используются на технологических линиях и в транспортных трубопроводах промышленного назначения. Задвижка изготавливается в следующих исполнениях:

  • с ручным управлением;
  • с электроприводом в стандартном и взрывоопасном исполнении;
  • с гидроприводом.

На запорной арматуре большого диаметра при ручном управлении устанавливается редуктор с червячной, конической или цилиндрической передачей для уменьшения усилия на маховик. Если шпиндель задвижки расположен горизонтально, электропривод монтируют на опоре, червяк и роликоподшипник густо смазывают маслом.

  • условное давление, Р, МПа (кгс/кв. см): 0,16 (1,6) – 25,0 (250);
  • диаметр условного прохода, D, мм: 50–2000;
  • температура рабочей среды, К (°С): +213 (-60) − +838 (+565).

Классификация задвижек

По конструкции шпинделя запорной арматуры различают задвижки:

  • с невыдвижным (вращаемым) шпинделем. При открытии и закрытии элемент совершает только вращательные движения, резьба контактирует с рабочим потоком;
  • с выдвижным шпинделем. Запорный элемент движется поступательно, гайка и ходовая резьба вынесены из полости задвижки.

По конструкции затвора:

  • клиновые задвижки. Уплотнительные кольца в конструкции расположены под углом. Арматура может иметь цельный упругий или жесткий клин либо двухдисковый составной запирающий элемент;
  • параллельные задвижки (шиберные). Уплотнительные кольца расположены параллельно друг другу. Затвор запорного устройства может выполняться в форме листа или диска либо в виде двух дисков с распорным клином или пружиной. Параллельные задвижки чаще всего отливаются из чугуна, используются в системах транспорта газа и воды. Модели с выдвижным шпинделем монтируются на трубы с диаметром не менее 50 мм.

Особенности задвижек

Арматура имеет простую конструкцию, характеризуется неприхотливостью в эксплуатации, высокой степенью ремонтопригодности. Функционирует в позициях «открыто» и «закрыто». При частой фиксации затвора в промежуточном положении возникает вибрация, что приводит к разрушению задвижки.

Вентили

Вентилем называется устройство, в котором движение запирающего элемента производится посредством ходовой гайки и шпинделя (резьбовой пары). Арматура обладает свойством самоторможения, поэтому запорный орган можно оставлять в любом промежуточном положении.

Основные характеристики вентилей:

  • материал основных деталей − серый чугун марки не ниже СЧ18–36;
  • диаметр условного прохода, D (мм): 15, 20, 25, 32, 40, 50, 65, 80, 100, 125, 150, 200;
  • тип присоединения к трубопроводу: фланцевое или муфтовое;
  • материал уплотнений затвора: фторопласт-4, кислотощелочестойкая резина средней твердости;
  • рабочая среда: пар, вода;
  • максимальная температура в трубопроводе, К (°С) − 489 (225).

Классификация вентилей

По конструкции корпуса:

  • проходные. Вентили такого типа монтируются на прямолинейных участках трубопровода, где не допускается уменьшение потока рабочей среды. Проходная арматура имеет большой вес и высокое гидравлическое сопротивление;
  • прямоточные. Патрубки такого запорного вентиля расположены противоположно друг другу. Корпус более компактный, но длинный и тяжелый. Гидравлическое сопротивление ниже, чем у проходных моделей;
  • смесительные трехходовые. Такие запорные вентили могут иметь три или четыре присоединительных патрубка. Устройства используются для соединения нескольких потоков с разными рабочими средами: газообразными и жидкими. Смесительные вентили используют для стабилизации рабочей температуры, процесса разжижения, дозирования реагентов и т. д.;
  • угловые. Запорные вентили этого типа имеют перпендикулярно расположенные присоединительные патрубки, монтируются в местах поворота магистрали.

По типу регулирующего элемента:

  • односедельные. Клапан выполнен в виде иглы с переменным по длине сечением. Запирающий элемент может крепиться к шпинделю или быть с ним одним целым. Клапан монтируется в корпусе посредством резьбы, но не обеспечивает герметичность при закрывании. Вентиль подходит для работы в системах с небольшим потоком газа;
  • двухседельные. Такие вентили разгружают шток по оси при разности давлений на входе и выходе. Слабый подъем регулирующего элемента не обеспечивает достаточную плотность запирания.

По степени герметизации:

  • сальниковые. Они имеют простую конструкцию, невысокую стоимость. Устройство такого вентиля предусматривает возможность смены сальника или донабивки;
  • сильфонные. Предназначаются для работы с опасными (токсическими, взрывоопасными) веществами, когда утечка недопустима. Уплотнение отличается высокой надежностью, но не подлежит ремонту.

Особенности вентилей

Вентиль имеет достаточно простую конструкцию, характеризуется надежностью и удобством в использовании. Недостаток такой запорной арматуры – высокое гидросопротивление, которое приводит к образованию застойных зон.

Шаровые краны

Кран представляет собой изделие, в которой сферический запирающий элемент поворачивается вокруг оси, располагающейся произвольно по отношению к движению рабочего потока. Устройство дает возможность не только полностью перекрывать поток, но и регулировать его движение. Материал изготовления шаровых кранов ГОСТом не регламентирован, его устанавливает изготовитель для каждой конкретной модели. То же самое относится к рабочим средам, параметрам и применимости запорной арматуры. Основной характеристикой изделий является номинальный диаметр (DN). Для шаровых кранов этот показатель составляет от 10 до 500 мм.

Конструктивные требования

Шаровые краны должны открываться поворотом шпинделя по часовой стрелке, если в конструкторской документации не указано обратное. Для крайних положений предусмотрены ограничители поворота пробки. Расположение рукоятки должно соответствовать направлению проходного канала шара. В конструкции запорного устройства предусматривают также элемент, обеспечивающий непрерывную электропроводимость. Снятие статического напряжения осуществляется только искусственным путем.

Классификация шаровых кранов

Эту запорную арматуру классифицируют по типу проточной части корпуса, выделяя:

  • полнопроходные краны,
  • краны с зауженным проходом.

По типу присоединения к трубопроводу:

  • муфтовые,
  • фланцевые,
  • цапковые,
  • штуцерно-торцовые,
  • по приварку.

По состоянию крана с приводом:

  • нормально открытые (НО),
  • нормально закрытые (НЗ).

По типу управления:

  • с ручным приводом;
  • с механизированным приводом (гидро-, электро-, пневмоприводом);
  • с механизированным приводом и ручным дублером.

По количеству и типу соединяемых патрубков:

  • проходные;
  • угловые;
  • смесительные (с тремя и более патрубками).

Номенклатура шаровых кранов на некоторых заводах включает изделия для монтажа в грунт. Такие модели имеют высокую вентильную ось, которая вместе с маховиком выводится на поверхность земли.

Область применения шаровых кранов

Арматура данного типа широко используется в системах питьевого водоснабжения, отопления, в пожарных гидрантах, пневмосистемах, трубопроводах, транспортирующих масла, пищевые растворы, нефтепродукты, химически агрессивные вещества и т. д. Простая конструкция и легкое использование позволяют устанавливать их не только на промышленных объектах, но и в жилых домах.

Особенности запорных кранов

Шаровые краны неприхотливы в эксплуатации, имеют компактные размеры и малый вес, не требуют технического обслуживания. Для перекрывания потока не приходится долго вращать ручку шарового крана – достаточно повернуть ее на 90°.

В отличие от регулирующих моделей шаровые краны предназначены для перекрывания потока рабочей жидкости, то есть имеют два основных положения: «открыто» и «закрыто». Возможно плавное изменение скорости движения среды, но оставлять пробку в промежуточном положении нежелательно. Под давлением жидкости стачивается острая кромка крана и нарушается герметичность.

Стандартизация запорной арматуры

Основные параметры всех типов запорной арматуры регламентированы ГОСТом, поэтому при изготовлении на корпусы устройств наносят соответствующую маркировку. Цифровое и/или буквенное обозначение может содержать информацию о заводе изготовителе, материале изделия, диаметре условного прохода, допустимых рабочих параметрах и т. д. Маркировка ускоряет процесс выбора, а стандартизация размеров упрощает монтаж.

ООО «НЕМЕН» — официальный представитель крупнейших российских и европейских заводов в области промышленного оборудования.

Запорно-регулирующая арматура. Принцип действия.

Запорно-регулирующая арматура используется для контроля потока среды на объектах промышленного производства, и бытовых системах жизнедеятельности. Магистральные трубопроводы, месторождения нефти и газа и заводы по их переработке, сталеплавильные и химические предприятия, очистные сооружения и городской водопровод – вот лишь небольшая часть предприятий, где требуется огромное количество запорно-регулирующей арматуры.

Существует множество типов и модификаций запорно-регулирующей арматуры. Мы рассмотрим принцип действия наиболее распространенных типов изделий, таких как шаровые краны, дисковые поворотные затворы, шиберные задвижки, запорные клапаны и мембранные клапаны.

Принцип действия всех вышеперечисленных типов запорной арматуры примерно одинаков. Все эти устройства либо ограничивают поток среды (воздуха, жидкостей, пара, газа, сыпучих тел), либо полностью перекрывает его. Различаются лишь элементы конструкции типов запорной арматуры, (мембрана, диск, шар) с помощью которых и происходит перекрытие потока.

Принцип действия шарового крана.

Шаровый кран – один из самых надежных элементов запорной арматуры. Краны такого типа обеспечивают очень хорошую возможность полного перекрытия потока, в случае поворота запорного элемента на четверть оборота (90°). К достоинствам шарового крана следует также отнести низкое время закрытия, и низкую вероятность протечки, в случае износа уплотнения

Шаровые краны можно разделить на неполнопроходные, и полнопроходные. Неполнопроходной кран в открытом состоянии имеет диаметр прохода меньший, чем диаметр трубопровода, полнопроходный кран имеет диаметр прохода равный диаметру трубопровода. Полнопроходный шаровый кран более эффективен, т.к. позволяет свести к минимуму падение давления в клапане.

Шаровые краны рекомендуются только для использования в полностью открытом, или полностью закрытом положении. Они не приспособлены для точного регулирования потока, или функционирования в частично открытом положении, так как создается избыточное давление на часть корпуса, что может привести к его деформированию. Деформирование корпуса приводит к протечкам и поломкам.

Принцип действия дискового поворотного затвора

В положении «открыто»

Шаг 1

Шаг 2

В положении «закрыто»

Дисковый поворотный затвор регулирует поток при помощи специального элемента – диска, закреплённого на валу, и поворачивающегося вокруг своей оси. Также, как и шаровый кран, дисковый затвор способен осуществить перекрытие за достаточно короткое время, так как диск осуществляет такой же оборот на 90 °, из-за чего этот затвор называют также четверть-оборотным.

В зависимости от положения диска и вала относительно корпуса, дисковые затворы могут быть трехэксцентриковыми и двухэксцентриковыми. Затвор со смещенным эксцентриситетом означает, что ось диска смещена относительно геометрической оси корпуса, что обеспечивает более плотное прилегание диска к уплотнению затвора, а следовательно – исключает протечки.

Дисковые поворотные затворы характеризуются простотой конструкции, легкостью веса, и компактными размерами. Но материалы, используемые при производстве затворов, могут ограничить их применение при очень высоких температурах, или крайне агрессивных средах. В основном это касается уплотнений затвора, изготовляемых из полимерных материалов.

Принцип действия запорно-регулирующего клапана

В положении «открыто»

Шаг 1

Шаг 2

В положении «Закрыто»

Запорно-регулирующий клапан подходит для использования на различных технологических объектах, исключая лишь трубопроводы больших диаметров, для контроля и регуляции потока среды.

Принцип действия клапанов не сильно отличается от принципа действия прочей запорно-регулирующей арматуры. Достоинства этих клапанов состоят в малом ходе затвора для полного открытия, соответственно такой клапан обычно имеет малые габариты и приемлемую массу. Также клапан обладает высокой герметичностью, и отсутствием трения уплотнения затвора о седло, что значительно сокращает их износ.

Недостатки подобного типа клапанов заключаются в сильном гидравлическом сопротивлении, и, соответственно, в больших потерях энергии, ограничении максимального диаметра трубопроводов, на которые их можно установить, а также в существовании застойных зон (по причине S-образного внутреннего сечения), где могут накапливаться примеси и мусор.

Принцип работы шиберной задвижки

В положении «открыто»

Шаг 1

Шаг 2

В положении «закрыто»

Конструкция шиберной задвижки напоминает шлюз — поток регулируется путем его разделения при помощи металлической пластины – шибера. Шиберная задвижка – одно из наиболее простых приспособлений для регуляции потока.

Шиберные задвижки, в зависимости от конструкции запирающего элемента могут быть межфланцевыми, двусторонними и ножевыми.

К достоинствам шиберной задвижки следует отнести то, что этот тип задвижек в открытом состоянии не содержит никаких элементов, препятствующих потоку.

Принцип действия мембранного клапана

В положении «открыто»

Шаг 1

Шаг 2

В положении «закрыто»

Мембранные клапаны используют в качестве запорного элемента гибкую мембрану (диафрагму) метод «щипать», чтобы остановить поток клапана, используя гибкую мембрану.

Одним из преимуществ мембранного клапана является то, что компоненты самого клапана отделены от потока среды, что в случае агрессивных сред увеличивает срок службы клапана, при условии регулярного обслуживания и своевременной замены мембраны.

Читать еще:  Как выполнить расчёт количества цемента на фундамент

Эти типы клапанов, как правило, не подходит для агрессивных сред, и сред с высокими температурами, в основном, они применяются для водопроводных систем.

Ниже представлено видео, в котором наглядно показан принцип работы трехэксцентрикового дискового затвора

Запорная арматура задвижки клапаны и краны

Все трубопроводы тепловых электростанций снабжают арматурой. Назначение ее — включать или отключать поток, регулировать расход, температуру или давление потока и предохранять от нерасчетных режимов. Соответственно назначению различают арматуру: запорную (включение и отключение потока), регулирующую (изменение или поддержание заданного расхода, давления, температуры), предохранительную (предупреждение чрезмерного повышения давления, недопущение изменения направления расхода), контрольную (указатели уровня) и конденсатоотводчики (автоматический отвод конденсата). Перечисленная арматура может устанавливаться как на трубопроводах, так и на отдельных агрегатах. Кроме того, есть арматура приводная (с ручным, электрическим, гидравлическим, пневматическим приводами) и самодействующая, в том числе импульсная, приводимая в действие самой средой. К приводной относятся вентили (рис.1, а ) , задвижки (рис. 1, б ) и краны (рис.1, в ) , к самодействующей — обратные (рис. 2, а ) и предохранительные (рис.2, б) клапаны.

Рисунок 1. Схемы приводной арматуры:

а — вентиль; б — задвижка; в — кран.

Рисунок 2. Схемы самодействующей арматуры.

а — обратный клапан; б — предохранительный клапан.

В вентилях запирающий орган садится на седло, передвигаясь в направлении потока; в задвижках он движется перпендикулярно направлению движения жидкости; в кранах вращается вокруг своей оси. В обратных клапанах запирающий орган открывается потоком среды в одном направлении и запирается в противоположном. Предохранительный клапан открывается под воздействием избыточного (сверх установленного) давления и закрывается при его восстановлении.

Одно из назначений арматуры — способствовать большей гибкости и надежности эксплуатации, давая возможность отключать аварийные участки. Однако при высоких давлениях и особенно при больших диаметрах трубопроводов сама арматура становится источником нарушений эксплуатации, поэтому главное направление в развитии основных трубопроводов на атомных станциях — применение возможно более простых и надежных трубопроводов с минимальным количеством арматуры.

Необходимо руководствоваться определенными правилами ее установки и эксплуатации:

1) движение среды должно совпадать со стрелкой на корпусе арматуры;

2) использование арматуры не по прямому назначению запрещается, например, недопустимо использовать запорную арматуру как регулирующую;

3) арматура должна ввариваться в соответствующий участок трубопровода до его монтажа; при проектировании трубопроводов установка ее предусматривается в местах, доступных для обслуживания, если не имеется в виду радиоактивная среда;

4) арматура, работающая при высоких температурах, закрывается съемными разборными теплоизоляционными конструкциями.

Приваривание арматуры к трубопроводам уменьшает возможные протечки среды и повышает надежность работы. Крышка арматуры присоединяется к ее корпусу на фланцах, что позволяет выполнять мелкий ремонт на месте. Для возможности частичного ремонта без вырезки арматуры иногда при невысоких давлениях седла в корпусах арматуры устанавливают на резьбе. Если требуется более серьезный ремонт или замена арматуры, то она вырезается и в последующем вваривается вновь. Вся арматура высокого давления выпускается заводами только как приварная. В качестве запорных органов применяют вентили и задвижки. Тип запорного органа выбирают в основном по диаметру трубопровода. На трубопроводах диаметром 125 мм и более устанавливают, как правило, задвижки, а при диаметре 70 мм и менее — вентили. В интервале диаметров от 70 до 125 мм возможно применение обеих конструкций. Установка задвижек обязательна лишь на трубопроводах, по которым возможно движение среды в обоих направлениях, так как вентили, как правило, допускают подвод среды только с одной стороны. Вентили несколько удобнее для ремонта, но их гидравлическое сопротивление больше. Для вентилей трубопроводов диаметром 100 мм коэффициент гидравлического сопротивления составляет 2,5 — 5,5, а для задвижек полнопроходного сечения — 0,25. Это позволяет, в частности, применять задвижки с меньшим диаметром, чем диаметр трубопровода, куда их вваривают, что снижает вес арматуры, а также ее стоимость. При этом если проходное сечение стеснено вдвое, то коэффициент гидравлического сопротивления составит 1,5, а при использовании направляющей трубы — всего 0,8, т.е. он по-прежнему будет существенно меньше, чем для вентиля. Однако вес, размеры и ход шпинделя задвижки больше, чем те же параметры вентиля. Наиболее употребительны задвижки с клиновым затвором. Такая задвижка может иметь один клин, соединенный со шпинделем (рис. 3). В этой конструкции для создания плотного контакта с двусторонним седлом клапана, установленным в корпусе, при опускании шпинделя с клином требуется подгонка клина к двум поверхностям, что выполнить полностью не удается. Более совершенна конструкция, приведенная на рисунке 4, в которой сидящий на шпинделе клин состоит из двух уплотняющих дисков (тарелок).

Рисунок 3. Задвижка с клиновым затвором с цельным клином.

Рисунок 4. Задвижка с клиновым затвором из двух дисков (тарелок).

Запорная арматура

Запорная арматура – это одна из важнейших составных частей трубопроводов и подобных систем. Запорная арматура используется для регулирования потоков жидкостей, пара или газов в различных состояниях. Главные виды запорной арматуры – задвижки, затворы, краны и клапаны.

Задвижки

К задвижкам относятся запорные устройства, проход в которых перекрывается поступательным переводом затвора в направлении, перпендикулярном ходу потока транспортируемой среды.

Различают задвижки с выдвижным шпинделем и не выдвижным. В случае, когда ходовая гайка размещена в корпусе и, соответственно, шпиндель выступает вверх над ходовой гайкой, данная конструкция получила название «с выдвижным шпинделем». В случае, когда ходовая гайка, соединенная со шпинделем, размещена на затворе и, соответственно, шпиндель при вращении уходит в затвор, данная конструкция получила название «с неподвижным шпинделем».

По конструкции затвора задвижки классифицируются на параллельные и клиновые.

Недостатки задвижек:

  • Нереальность применения в средах с кристаллизующимися включениями.
  • Относительно небольшой доступный перепад давлений на затворе.
  • Низкая скорость срабатывания.
  • Вероятность возникновения гидравлического удара в конце хода.
  • Сложность ремонта износившихся уплотнительных поверхностей затвора.

Преимущества задвижек:

  • Небольшое гидравлическое сопротивление при полностью открытом проходе.
  • Отсутствие поворотов потока рабочей среды.
  • Возможность применения для перекрытия потоков среды большой вязкости.
  • Сравнительно малая строительная длина.
  • Возможность подавать среды в разных направлениях.

Параллельные задвижки (шифр 30, 31)

В задвижках данного типа уплотнительные поверхности седел параллельны. Затвор в параллельных задвижках обычно называют «шибером», «ножом» или «диском». Однодисковые задвижки (шиберные) используют, когда не нужно добиваться высокой герметичности. Жесткая конструкция затвора позволяет использовать их для больших рабочих давлений и t рабочей среды.

Двухдисковые параллельные задвижки

Данные задвижки обеспечивают достаточно хорошее уплотнение в затворе в закрытом положении, и их применяют, когда требуется надежная герметизация.

Клиновые задвижки

Задвижка является клиновой, если ее затвор имеет вид плоского «клина». В клиновых задвижках седла и уплотнительные поверхности параллельны уплотнительным поверхностям затвора. Они располагаются под углом к направлению перемещения затвора.

Задвижки с цельным клином

Недостатки данного исполнения задвижек:

  • Повышенный износ уплотнительных поверхностей.
  • При сборе для обеспечения герметичности необходима индивидуальная пригонка седел и клина (это усложняет ремонт, так как полностью исключает взаимозаменяемость клина и седел).
  • В случае износа задвижки, коррозии или под действием температуры в закрытом положении есть возможность заедания клина.

Задвижки с упругим клином

Задвижка данного типа имеет конструкцию, которая без индивидуальной технологической подгонки обеспечивает хорошее уплотнение прохода в закрытом положении.

Если необходимы задвижки относительно небольших типоразмеров, их можно заменить на запорный клапан вентильного типа или на кран.

Задвижки чаще всего применяются тогда, когда требуется высокая степень герметичности затвора в закрытом положении.

Краны шаровые

Краны шаровые с пробкой в виде шара со сквозным отверстием для прохода среды получают широкое применение для различных условий работы. По принципу герметизации запорного органа их можно разделить на две основные разновидности: с плавающим шаром и с шаром на опорах. Применяются иногда и конструкции с плавающими уплотнительными кольцами. Сферические пробка и корпус обладают большой прочностью и жесткостью. Для крана шарового с малым диаметром прохода наибольшее применение получили конструкции с плавающей пробкой, в которых пробка не связана жестко со шпинделем, а может смещаться от оси шпинделя. Под действием давления среды пробка прижимается к уплотнительному кольцу корпуса, обеспечивая герметичное перекрытие запорного органа.

При больших условных диаметрах прохода и давлениях плавающая пробка создает чрезмерно большие нагрузки на уплотнительные кольца, что затрудняет работу крана, поэтому в таких условиях рекомендуются конструкции кранов с фиксированной пробкой. Фиксирующая цапфа пробки может иметь подшипники качения или самосмазывающиеся подшипники скольжения, которые в последнее время получили в шаровых кранах широкое применение.

Уплотнительные кольца в кранах шаровых изготовляются из резины, фторопласта или металла. Краны с малым условным диаметром прохода обычно имеют ручное управление, краны с большим диаметром прохода снабжаются пневмогидроприводом.

Клапаны

Клапан – специальное устройство, предназначенное для пропускания, перекрытия и регулирования движения среды в трубопроводе. Средой этой могут быть как различные производственные массы, так и жидкости, пар и газ. Размер клапана в зависимости от вида контактирующей среды и от размеров трубы может быть от нескольких миллиметров до нескольких метров. С трубой клапан может соединяться посредством резьбы, фланца или сварки.

Клапан состоит из нескольких частей: корпус, крышка, седло, затвор, механическое устройство для перемещения клапана.

Среда поступает в клапан с одной стороны корпуса, и механизм для перемещения, который располагается в крышке вместе с уплотняющим сальником, перемещает затвор, открывая или закрывая отверстие седла. Жидкость, газ или смесь проходит через это отверстие и оказывается с другой стороны корпуса. При этом клапан позволяет регулировать поток и направление движения среды.

Выбор материалов, из которых изготавливаются корпуса клапанов, зависит от качества рабочей среды. Чаще используются чугун, бронза, углеродистая или нержавеющая сталь и сплавы на основе никеля. Клапан, в зависимости от выбранного материала, может работать под давлением от менее 0,5 МПа до 70 МПа, а температура работы может колебаться в пределах от -255° до 800° С. Внутренние части клапана обычно изготавливаются из тех же материалов, а в качестве уплотнителей в устройстве используется хлопок, тефлон, резина или графит. Выбор уплотнителей также основывается на свойствах рабочей среды.

В зависимости от принципа работы и назначения выделяют несколько видов клапанов.

Деление по принципу работы:

  • клапан может при работе поднимать затвор и открывать седло;
  • клапан может поворачивать затвор, открывая и закрывая тем самым проход.

Деление по назначению:

  • дроссельный,
  • обратный,
  • регулирующий,
  • редукционный.

Клапаны запорные – запорный вентиль со шпинделем, ввинчиваемым в резьбу неподвижной ходовой гайки, расположенной в крышке или бугеле. Вентиль запорный управляется вручную. Применение ходовой резьбы, обладающей свойствами самоторможения, позволяет оставлять затвор в любом положении с уверенностью, что это положение сохранится и не будет самопроизвольно изменяться под действием давления среды.

Клапаны невозвратно запорные представляют собой обратные клапаны, в которых помимо автоматического возможно и принудительное закрытие затвора.

Клапаны невозвратно управляемые представляют собой обратные клапаны, в которых помимо автоматического возможно и принудительное закрытие и открытие затвора.

Обратные клапаны – клапаны, пропускающие рабочую среду только в одном нужном направлении. При изменении направления потока на обратное они закрываются, прекращая обратное движение рабочей среды.

Отсечной клапан предназначен для быстрого отключения трубопровода или его части при аварийной ситуации или по технологическим требованиям.

Предохранительные клапаны служат для выпуска из защищаемой системы, установки или сосуда избыточного объема рабочей среды, создающего повышенное давление, не предусмотренное нормальным ходом технологического процесса.

Импульсно-предохранительные клапаны – клапаны непрямого действия, состоящие из главного предохранительного клапана с большой пропускной способностью и импульсного клапана, управляющего поршневым приводом главного клапана.

Читать еще:  Геометрический расчет винтовой лестницы

Клапаны предохранительные устройство отключающие предназначены для автоматического отключения систем в случае разрыва трубопровода или обратного потока среды.

Клапаны предохранительные устройство переключающие – устанавливаются в тех случаях, когда по условиям работы может возникнуть необходимость отключения одного предохранительного клапана и одновременно, без остановки рабочего процесса, подключение другого для изменения направления потока среды, для смешивания сред.

Распределительные клапаны предназначены для направления рабочей среды в один из двух (или больше) обслуживаемых трубопроводов. В зависимости от числа патрубков в корпусе клапана для присоединения обслуживаемых линий распределительные клапаны подразделяются на трехходовые (три патрубка), четырехходовые (четыре патрубка) и многоходовые.

Регулирующие клапаны / вентили – клапаны, снабженные приводом, управляемым чувствительным элементом, реагирующим на давление рабочей среды без применения постороннего источника энергии.

Клапаны смесительные используются, если необходимо смешивать в заданных пропорциях различные среды, отличающиеся по составу и температуре.

Запорная арматура задвижки клапаны и краны

Реализуем следующие виды запорной арматуры:

1. Вентили (запорные клапаны)

Запорный клапан – запорная арматура, конструктивно выполненная в виде клапана, то есть её запирающий элемент перемещается параллельно оси потока рабочей среды.

Запорные клапаны предназначены для полного перекрытия своего проходного сечения, а следовательно потока рабочей среды; то есть запирающий элемент, которым в запорном клапане чаще всего является золотник, в процессе эксплуатации находится в крайних положениях «открыто» или «закрыто».
Подробнее

Полный перечень продукции и цены на вентили(запорные клапаны) смотрите в рубрике » Прайс-лист «

Шаровый кран – устройство, состоящее из корпусной неподвижной и подвижной частей. Подвижная часть, вращаясь вокруг своей оси, обеспечивает быстрое перекрытие потока и высокую надежность при эксплуатации.
Подробнее

Кран Маевского – ручной воздухоотводчик для выпуска воздуха из радиаторов центрального отопления. Кран Маевского отличается надёжностью и простотой использования.
Подробнее

Краны для манометра предназначены для присоединения манометра к трубопроводу с рабочей средой либо сброса давления при снятии манометра.
Подробнее

Полный перечень продукции и цены на краны смотрите в рубрике » Прайс-лист «

Задвижки – трубопроводная арматура, запирающий элемент в которой перемещается возвратно-поступательно, перпендикулярно направлению потока рабочей среды.

Различают задвижки чугунные фланцевые, задвижки чугунные клиновые и параллельные, задвижки чугунные с выдвижным и невыдвижным шпинделем, задвижки чугунные ручные, задвижки чугунные с редуктором и с электроприводом.
Подробнее

Полный перечень продукции и цены на задвижки смотрите в рубрике » Прайс-лист «

Затворы поворотные дисковые – трубопроводная арматура, в которой запирающий или регулирующий элемент имеет форму диска и поворачивается вокруг оси, перпендикулярной к оси трубопровода.
Различают затворы поворотные дисковые фланцевые и межфланцевые, затворы поворотные ручные, затворы поворотные с редуктором и электроприводом.
Затворы поворотные дисковые применяются для перекрытия основных рабочих сред: вода, пар, воздух, природный газ и газообразные нефтепродукты.
Подробнее

Полный перечень продукции и цены на затворы смотрите в рубрике » Прайс-лист «

5. Клапаны обратные

Обратный клапан – вид защитной трубопроводной арматуры, предназначенный для недопущения изменения направления потока среды в технологической системе.
Обратные клапаны пропускают среду в одном направлении и предотвращают её движение в противоположном, действуя при этом автоматически и являясь арматурой прямого действия (наряду с предохранительными клапанами и регуляторами давления прямого действия).
С помощью обратной арматуры защищается различное оборудование, трубопроводы, насосы и сосуды под давлением, а также возможно существенно ограничить течь рабочей среды из системы при разрушении её участка.
Подробнее

Полный перечень продукции и цены на клапаны обратные смотрите в рубрике » Прайс-лист «

Старший менеджер по трубопроводной арматуре:
Королева Светлана Ильдаровна
Тел.: (843) 533-18-66 (многоканальный)

тел.сот. 8 987 265 03 66

Запорная арматура – вид трубопроводной арматуры, предназначенный для перекрытия потока среды. Она имеет наиболее широкое применение и составляет обычно около 80% от всего количества применяемых изделий. К запорной арматуре относят и пробно-спускную и контрольно-спускную арматуру, используемую для проверки уровня жидкой среды в ёмкостях, отбора проб, выпуска воздуха из верхних полостей, дренажа и т.д.

Запорная арматура – виды, назначение, сфера использования

Для того чтобы своевременно можно было полностью или частично перекрывать отдельные участки труб коммуникаций, требуется целая система. Эта система состоит из затворов, кранов (шаровых, поливочных), вентилей, клапанов (запорных, смесительных, предохранительных) и задвижек. Все элементы являются частью большой системы – запорной арматуры, необходимой для регулировки расхода газа, жидкостей, транспортируемых по трубам. К запорной арматуре относят регулирующую, предохранительную, контрольно-спускную и пробно-спускную арматуру.

В производстве запорных элементов используется материал, который подходит для транспортировки определенных химически опасных веществ. Так, для агрессивных сред используются элементы, изготовленные из нержавеющей стали. При выборе вида запорной арматуры учитывают специфику транспортируемых веществ, эксплуатационный режим, а также уровень рабочего давления. ООО «Научно-производственное предприятие ГКС» производит регулирующее и запорное оборудование разных типов: фланцевое, под приварку, муфтовое, штуцерно-нипельное.

  • запорная арматура широко используется на предприятиях теплоэнергетики, химической промышленности;
  • строительная индустрия, коммунальное хозяйство – арматура необходима при устройстве систем коммуникаций, монтаже трубопроводов;
  • нефтегазовая и атомная промышленность – изделие изготавливается в соответствии с принятыми стандартами и требованиями предприятий заказчиков;
  • пищевая индустрия, предприятия целлюлозно-бумажной промышленности.

Арматура бывает разная – одна необходима для регулировки силы потока в трубе, другая для предохранения от аварийных ситуаций. Наиболее важной является запорная арматура, с помощью которой перекрываются потоки жидкостей, газа, пара. Для этих целей используются разные элементы. Это и клапаны, задвижки, затворы и фланцы, краны, регуляторы и вентили, удлинители.

Клапаны необходимы для того, чтобы открыть или перекрыть путь транспортируемому веществу. Если предполагается движение только в одну сторону, то устанавливаются обратные клапаны, которые перекроют движение в обратном направлении. Клапаны бывают предохранительными, кольцевыми, затворными, запорно-регулирующими.

В трубопроводах большой протяженности используют шаровые краны, которые можно установить в любом нужном месте. Такие краны просты и удобны в эксплуатации, имеют длительный ресурс использования, отличаются доступной ценой. К распространенным элементам запорной арматуры относятся и задвижки, которые представляют собой пластину, необходимую для перекрывания потока. Пластина при перекрытии опускается перпендикулярно оси трубы. Фланцы используются для обеспечения герметичности стыков трубопроводных систем.

© ООО «Научно-производственное предприятие ГКС», 2012-2016

Типы запорной арматуры

Запорная арматура — это один из наиболее распространённых видов трубопроводной арматуры и предназначается для перекрытия потока рабочей среды с определённой герметичностью. По подсчётам экспертов, количество запорной арматуры составляет около 80% от общего количества применяемой трубопроводной арматуры. В результате проведённых археологических раскопок было установлено, что человек использовал запорную арматуру уже белее 5 тыс. лет назад. В древних египетских манускриптах найдена информация об организации водоснабжения и использовании при этом поворотных и дисковых клапанов. При более внимательном исследовании области применения запорной арматуры и определённой доли допущения, можно увидеть принципы её работы даже у человека и у животных: с помощью так называемой «живой запорной арматуры» перекрывается поток жидкости, удаляемой из организма.

К запорной арматуре, в зависимости от конструктивного исполнения, относятся краны, клапаны, задвижки и дисковые затворы. Иногда ошибочно термин клапан заменяют термином вентиль — это неправильно и в серьёзной технической литературе такая замена не допускается. Также необходимо отметить, что согласно ГОСТ Р 52720-2007 2007 «Арматура трубопроводная. Термины и определения» не рекомендуется употреблять термины заслонка; поворотный затвор; герметический клапан; гермоклапан вместо термина дисковый затвор.

Краном называют тип трубопроводной арматуры, у которой запирающий или регулирующий элемент, имеющий форму тела вращения или его части, поворачивается вокруг собственной оси. Краны изготавливают из металлов и их сплавов или из пластика. Краны бывают неполнопроходными и полнопроходными. В неполнопроходных кранах диаметр внутреннего отверстия меньше диаметра трубы, к которой он присоединяется, а в полнопроходных кранах эти диаметры совпадают.

Одним из современных и самых прогрессивных типов кранов является, так называемый шаровой кран, который находит всё более широкое применение в разнообразных областях техники и в быту. Конструкция шарового крана достаточно простая и известна уже более 100 лет. Однако, первоначально она не получила такого широкого распространения, как сейчас, из-за невозможности обеспечить надёжное перекрытие потока рабочей среды. Позже появились новые материалы, которые позволили гарантировать надёжность перекрытия потока рабочей среды и существенно снизить усилия, требующиеся для управления краном. В шаровых кранах перекрытие потока рабочей среды осуществляется вращающейся пробкой сферической формы, внутри которой имеется сквозное отверстие. В зависимости от решаемой задачи, при повороте сферы на 90о происходит либо полное перекрытие потока рабочей среды, либо полное открытие этого потока. Возможны промежуточные положения сферы. В этом случае шаровой кран выступает в качестве регулятора потока рабочей среды. Шаровые краны, несомненно, обладают рядом преимуществ по сравнению с другими типами кранов. К таким достоинствам можно отнести:

  • простоту и надёжность конструкции;
  • высокую герметичность;
  • относительно небольшие размеры;
  • простую форму проточной части и отсутствие в ней застойных зон;
  • удобное управление;
  • малое время и незначительные усилия, необходимые для поворота.

Клапан

Клапан — это тип трубопроводной арматуры, у которой запирающий или регулирующий элемент, имеющий форму тела вращения или его части, поворачивается вокруг собственной оси, произвольно расположенной по отношению к направлению потока рабочей среды. По существу, клапан представляет собой временное препятствие в трубе и чаще всего применяется для осуществления автоматического сброса избыточного количества рабочей среды. Тем самым предотвращаются аварии, вызванные чрезмерным давлением рабочей среды на стенки трубопровода. Конструктивно клапан состоит из корпуса, крышки, седла, затвора (заслонки) и штока. Рабочая среда поступает внутрь корпуса клапана и в зависимости от решаемой задачи полностью или частично перекрывает её поток. При этом поток рабочей среды может либо изменять своё направление движения либо сохранять его без изменения.

Задвижка

Задвижкой называют тип трубопроводной арматуры, у которой запирающий или регулирующий элемент перемещается перпендикулярно оси потока рабочей среды. Запирающий элемент задвижки — шибер, незначительно выходит за пределы потока рабочей среды. Герметичность перекрытия потока обеспечивается за счёт прижима шибера к седлу напором потока рабочей среды. Не рекомендуется использовать задвижки для частичного перекрывания потока рабочей среды, т.к. при этом возникают вибрации, которые в скором времени приведут к разрушению арматуры. Задвижки бывают параллельными, клиновыми, с выдвижным или статичным штоком.

Дисковый затвор

Дисковый затвор — это тип арматуры, в котором запирающий или регулирующий элемент имеет форму диска, поворачивающегося вокруг оси, перпендикулярной или расположенной под углом к направлению потока рабочей среды.

Чаще всего дисковые затворы применяются на трубопроводах большого диаметра и при небольших давлениях потока рабочей среды. Наиболее характерными областями применения дисковых затворов являются:

  • системы водо-, тепло- и газоснабжения и распределения;
  • системы вентиляции и кондиционирования;
  • системы пожаротушения;
  • при работе с абразивными и слабоагрессивными рабочими средами.

Именно к работе дисковых затворов в таких областях предъявляются повышенные требования к надёжности и герметичности.

Как уже отмечалось в начале статьи, до 80% трубопроводной арматуры относится к категории запорной. Область её применения необычайно широка — это сверхвысокие и сверхнизкие давления, сверхвысокие и сверхнизкие температуры, токсичный и абразивный характер рабочей среды и т.д. Благодаря совершенствованию конструкции и использованию новых материалов происходит постоянное расширение области применения запорной арматуры и решаемых при этом задач. Выбрать требуемую арматуру порой бывает крайне затруднительно. В таких случаях предпочтительно обращаться к услугам специалистов, имеющих большой объём разносторонних знаний и богатый опыт. Зачастую только такие специалисты могут решить проблему подбора требуемой арматуры, её монтаж и техническое обслуживание.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector