0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правила учета электрической энергии

Расчетные способы учета электрической энергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии

В соответствии с «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденными постановлением Правительства РФ № 442 от 04.05.2012г., в случаях:

— непредставления потребителем показаний расчетного прибора учета в сроки, установленные в договоре;
— 2-кратного недопуска к расчетному прибору учета, установленному в границах энергопринимающих устройств потребителя, для проведения контрольного снятия показаний или проведения проверки приборов учета;
— неисправности, утраты или истечения срока межповерочного интервала расчетного прибора учета либо его демонтажа в связи с поверкой, ремонтом или заменой;
— для расчета объема потребления электрической энергии (мощности) и оказанных услуг по передаче электрической энергии в отсутствие прибора учета;
— для расчета объема безучетного потребления электрической энергии;
применяются следующие расчетные способы определения объема потребления электрической энергии(мощности):

а) объем потребления электрической энергии (мощности) в соответствующей точке поставки определяется:

если в договоре, обеспечивающем продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, имеются данные о величине максимальной мощности энергопринимающих устройств в соответствующей точке поставки, по формуле:

где:

— максимальная мощность энергопринимающих устройств, относящаяся к соответствующей точке поставки, а в случае, если в договоре, обеспечивающем продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, не предусмотрено распределение максимальной мощности по точкам поставки, то в целях применения настоящей формулы максимальная мощность энергопринимающих устройств в границах балансовой принадлежности распределяется по точкам поставки пропорционально величине допустимой длительной токовой нагрузки соответствующего вводного провода (кабеля), МВт;

Т — количество часов в расчетном периоде, при определении объема потребления электрической энергии(мощности) в которые подлежат применению расчетные способы, или количество часов в периоде времени, в течение которого осуществлялось безучетное потребление электрической энергии, но не более 8760 часов, ч;

если в договоре, обеспечивающем продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, отсутствуют данные о величине максимальной мощности энергопринимающих устройств, по формулам:

для однофазного ввода:

для трехфазного ввода:

— допустимая длительная токовая нагрузка вводного провода (кабеля), А;

— номинальное фазное напряжение, кВ;

— коэффициент мощности при максимуме нагрузки. При отсутствии данных в договоре коэффициент принимается равным 0,9;

б) почасовые объемы потребления электрической энергии в соответствующей точке поставки определяются по формуле:

где W — объем потребления электрической энергии в соответствующей точке поставки, определенный в соответствии с подпунктом «а», МВт∙ч.

Новый порядок замены приборов учёта электроэнергии

С 1 июля 2020 года Постановлением Правительства РФ от 18.04.2020 № 554 внесены изменения в правила организации учёта электрической энергии. Наиболее существенные из них касаются порядка замены электросчётчиков, а также порядка снятия и передачи показаний приборов учёта (ПУ) и перечня лиц, ответственных за обеспечение осуществления указанных функций.

Порядок приобретения и установки приборов учёта электроэнергии с 01.07.2020:

По мере выявления с 1 июля 2020 года одного из следующих обстоятельств в отношении ПУ: утрата, выход из строя, истечение срока эксплуатации или истечение межповерочного интервала — обязанность по приобретению и установке новых ПУ в многоквартирных жилых домах возлагается на гарантирующего поставщика электроэнергии (ООО «ОЭК»), по другим энергоснабжаемым объектам — на сетевые организации (АО «Омскэлектро», филиал ПАО «МРСК Сибири» — «Омскэнерго»).

С 1 июля 2020 года за потребителями сохраняется обязанность по обеспечению сохранности и целостности установленного прибора учёта.

Для выполнения работ по замене и монтажу прибора учёта потребитель обязан обеспечить доступ к месту его установки уполномоченному представителю организации, осуществляющей установку ПУ и контрольное снятие показаний. В случае двукратного недопуска к месту установки ПУ расчёт начислений за потреблённую электроэнергию вплоть до даты установки ПУ будет произведён гарантирующим поставщиком на основании показаний контрольного ПУ, увеличенных в 1,5 раза, а при его отсутствии — исходя из увеличенного в 1,5 раза значения среднемесячного объёма потребления или установленного норматива потребления коммунальных услуг для бытовых потребителей.

Установка или замена прибора учёта электроэнергии и допуск его в эксплуатацию будут осуществляться не позднее 6 месяцев с даты выявления истечения срока эксплуатации ПУ, истечения его межповерочного интервала, выхода из строя или утраты ПУ.

Порядок снятия и передачи показаний приборов учёта электроэнергии с 01.07.2020:

Лицами, ответственными за снятие и передачу показаний приборов учёта, являются потребители электроэнергии. Это касается всех исправных электросчётчиков, не присоединённых к интеллектуальным системам учёта электроэнергии.

После выхода из строя действующего прибора учёта и его замены в рамках нового порядка гарантирующим поставщиком или сетевой организацией ответственность за снятие и передачу показаний приборов учёта электроэнергии переходит к энергетическим организациям.

Снятие показаний приборов учёта электроэнергии должно осуществляться:

***С 1 января 2022 года для учёта электроэнергии будут устанавливаться только интеллектуальные системы учёта, настроенные на автоматическую передачу сведений об объёмах потребления.

Порядок замены ПУ в отношении потребителей – юридических лиц регламентируется в рамках договора энергоснабжения.

За дополнительной консультацией по вопросам установки или замены ПУ необходимо обращаться:

Гражданам – по телефону 79-00-10.

Юридическим лицам – по телефонам, указанным в договоре энергоснабжения.

Интеллектуальная система учета электрической энергии (ИСУЭЭ): как строить отношения с энергоснабжающей организацией после 1 июля 2020 года

С 1 июля 2020 года кардинальным образом изменилась система учета электрической энергии: отныне обязанность по эксплуатации средств измерений, используемых при коммерческом учете электроэнергии, относится на энергоснабжающие организации. Причем новшества касаются как общедомовых, так и индивидуальных приборов учета по электричеству с реальными штрафными санкциями для ресурсника за отказ от модернизации и замены системы учета электроэнергии.

Порядок обслуживания приборов учета электроэнергии до 1 июля 2020 года

Учет электрической энергии осуществляется через общедомовые и индивидуальные приборы учета. Данные понятия раскрываются в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354):
— «индивидуальный прибор учета» (далее – ИПУ) – средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое на одно жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), на жилой дом (часть жилого дома) или домовладение при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в каждом из указанных помещений, жилом доме (части жилого дома) или домовладении;
— «коллективный (общедомовый) прибор учета» (далее – ОДПУ) – средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.

Иными словами, ИПУ измеряет потребление коммунальных услуг потребителя, а ОДПУ – потребление коммунальных ресурсов (электрической энергии или мощности) многоквартирного дома.

До 1 июля 2020 года обязанность несения расходов по содержанию ИПУ и ОДПУ возлагалась на собственника данного имущества: ИПУ – на потребителей, а ОДПУ – на исполнителя (управляющую многоквартирным домом организацию). Кроме того, ранее в п. 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491) ОДПУ электрической энергии включались в состав внутридомовой системы энергоснабжения.

Начиная с 1 июля 2020 года в п. 7 Правил № 491 включено условие о том, что ИСУЭЭ, в том числе ОДПУ (обеспечивающие возможность их присоединения к ИСУЭЭ) – не входят в состав общего имущества. При этом обязанность по приобретению, установке, замене, допуску в эксплуатацию, а также последующей эксплуатации интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) (далее – ИСУЭЭ), включая ОДПУ, возлагается на гарантирующих поставщиков электрической энергии и включена в их тариф.

ИСУЭЭ: цели, задачи, структура

В ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» введено понятие ИСУЭЭ, под которой понимается совокупность функционально объединенных компонентов и устройств, предназначенная для удаленного сбора, обработки, передачи показаний приборов учета электрической энергии, обеспечивающая информационный обмен, хранение показаний приборов учета электрической энергии, удаленное управление ее компонентами, устройствами и приборами учета электрической энергии, не влияющее на результаты измерений, выполняемых приборами учета электрической энергии, а также предоставление информации о результатах измерений, данных о количестве и иных параметрах электрической энергии в соответствии с правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), утвержденными Правительством Российской Федерации.

Если упростить данное определение, то ИСУЭЭ:
— включает одновременно и ИПУ, и ОДПУ (а также радиомодули и программное обеспечение для передачи данных);
— позволяет дистанционно снимать показания ИПУ и ОДПУ;
— позволяет ограничивать подачу коммунального ресурса в многоквартирный дом (отметим, что частично эти возможности уже реализованы на базе автоматизированной системы коммерческого учёта электроэнергии (АСКУЭ), которая установлена, например, во многих домах Москвы и Московской области);
— хранит архив данных, срабатывает при нарушении целостности пломб и клейм.

Полный перечень всех возможностей ИСУЭЭ приведен разделе II «Перечень функций интеллектуальной системы учета и требования к ним» Правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2020 года № 890.

Как установить ИСУЭЭ в многоквартирном доме и перестать обслуживать ИПУ и ОДПУ

С 1 января 2022 г. эксплуатации подлежат ИПУ и ОДПУ, которые будут соответствовать требованиям к ИСУЭЭ. Таким образом, до этого времени создается некий временной лаг – на переходный период: чтобы энергоснабжающие организации смогли подготовиться, закупить данное оборудование и составили план его сплошной установки в многоквартирных домах.

Прямая обязанность осуществить замену в многоквартирном доме не только ОДПУ, но и ИПУ (которые традиционно относятся на собственника) установлена в п. 80.1 Правил № 354.

Под эксплуатацией прибора учета понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.

В ситуации, если у ИПУ истек межповерочный интервал, а установка ИСУЭЭ (то есть, и ИПУ и ОДПУ) в многоквартирном доме откладывается, необходимо продолжать использовать данные ИПУ. Используемые поверенные приборы учета, не соответствующие требованиям, которые предъявляются к ИСУЭЭ, могут быть использованы вплоть до истечения срока эксплуатации либо до выхода таких приборов учета из строя или их утраты.

Эту позицию также подтверждает п. 1 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», которым до 1 января 2021 года приостановлена обязанность по поверке и замене ИПУ на период эпидемии коронавируса.

Замена ОДПУ и ИПУ на ИСУЭЭ после 1 июля 2020 года за счет энергоснабжающей организации

При любом способе управления многоквартирным домом для управляющей организации имеется обязанность обеспечить допуск гарантирующего поставщика к местам установки ОДПУ, а для собственника – к местам установки ИПУ. Причем обязанность разместить информацию о замене ИПУ в течение 10 дней со дня получения запроса закон относит на управляющую домом организацию (п. 81.1 Правил № 354).

Собственник ИПУ и ОДПУ:
— обязан обеспечить сохранность и целостность прибора учета электрической энергии, включая пломбы и (или) знаки визуального контроля;
— обязан обеспечить сохранность и целостность иного оборудования, входящего в состав ИСУЭЭ;
— обязан нести ответственность перед гарантирующим поставщиком или сетевой организацией за убытки, причиненные неисполнением (ненадлежащим исполнением) этой обязанности.

Читать еще:  Выбор шуруповерта

Одновременно собственник не вправе по своему усмотрению демонтировать приборы учета электрической энергии (измерительные трансформаторы), ограничивать к ним доступ, вмешиваться в работу каналов удаленного сбора, обработки и передачи показаний приборов учета (измерительных трансформаторов), в любой иной форме препятствовать их использованию для обеспечения и осуществления контроля коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе проведению проверок целостности и корректности работы таких приборов учета (измерительных трансформаторов).

Установка ИСУЭЭ (включая ИПУ и ОДПУ) должна быть осуществлена гарантирующим поставщиком не позднее 6 месяцев:
— с даты истечения интервала между поверками или срока эксплуатации прибора учета
— с даты получения обращения потребителя или исполнителя (а указанная дата совпала с датой истечения интервала между поверками)
— с даты выявления истечения срока интервала между поверками, срока эксплуатации, неисправности прибора учета электрической энергии в ходе проведения его проверки (п. 80.2 Правил № 354).

Штрафные санкции для гарантирующего поставщика в случае отказа от установки ИСУЭЭ

На первоначальном этапе реализации процедуры установки ИСУЭЭ, скорее всего, мы как управляющие организации столкнемся с саботажем установки ИСУЭЭ ресурсниками, прежде всего, в части индивидуальных приборов учета (поскольку это дополнительные существенные траты, которые на 2021 года не были изначально заложены в тарифе на киловатт, а на 2022 год нужно эти затраты еще качественно обосновать перед тарифным органом).

В такой ситуации законом для гарантирующего поставщика предусмотрены штрафные санкции:
— стоимость коммунальных услуг по электроснабжению, предоставляемых потребителю, в отношении которого нарушены соответствующие обязанности, снижается на величину, равную 20% стоимости коммунальных услуг по электроснабжению за каждый месяц со дня получения претензии от потребителя, в том числе через исполнителя;
— начиная с 4-го месяца со дня получения претензии от потребителя о неисполнении соответствующих обязанностей гарантирующим поставщиком или сетевой организацией величина снижения стоимости коммунальных услуг по электроснабжению составляет 40% стоимости таких услуг вплоть до даты ввода прибора учета электрической энергии в эксплуатацию.

Таким образом, если у управляющей организации в январе 2022 года истек межповерочный интервал ОДПУ, она должна направить претензию ресурснику на установку ИСУЭЭ в многоквартирном доме. Если ресурсник игнорирует претензию, то через месяц оплата электрической энергии уменьшается на 20%, а еще через 4 месяца – на 40%, при этом показания должны приниматься даже по факту истечения межповерочного интервала.
При этом снижение стоимости коммунальных услуг не применяется и не учитывается, если ресурсник не был допущен в установленном порядке до мест установки ИСУЭЭ в доме.

В целом идея с ИСУЭЭ видится правильной: она отражает общую концепцию «Умного дома», выводя коммерческий учет коммунальных ресурсов и услуг на дистанционный и бесконтактный с потребителем уровень. Однако можно прогнозировать, что сроки установки ИСУЭЭ будут «пробуксовывать», а законодатель будет максимально идти на поводу запросов и устремлений ресурсников с перекладыванием ответственности за любые неудачи с установкой ИСУЭЭ (особенно в части недоступа для установки ИПУ) – на управляющие организации.

Порядок учета и расчета стоимости электроэнергии

В соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, гарантирующие поставщики (ГП) и сетевые организации (СО) обеспечивают коммерческий учет электрической энергии, путем приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета (или) иного оборудования, в том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), в случаях, не связанных с технологическим присоединением в срок не позднее 6 месяцев:

  • с даты истечения интервала между поверками или срока эксплуатации прибора учета;
  • в иных случаях при нахождении прибора учета в границах балансовой принадлежности энергопринимающих устройств — с даты получения обращения потребителя электрической энергии об истечении интервала между поверками, срока эксплуатации, а также об утрате, о выходе прибора учета из строя и (или) его неисправности;
  • с даты выявления неисправности прибора учета в ходе проведения его проверки;
  • с даты признания прибора учета утраченным.

Собственник (владелец) энергопринимающих устройств, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме — лицо, уполномоченное общим собранием собственников помещений, в течение 10 рабочих дней со дня получения от ГП или СО запроса об установке (о замене) прибора учета электрической энергии либо подтверждает предложенные дату и время допуска к местам установки приборов учета для совершения действий по установке (замене) и допуску в эксплуатацию приборов учета либо согласовывает иные дату и (или) время.

В подтвержденные дату и время ГП или СО осуществляют действия по установке (замене) прибора учета.

ООО «РГМЭК», как гарантирующий поставщик электроэнергии, осуществляет работы по установке, замене и допуску приборов учета в отношении жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах (за исключением помещений, электроснабжение которых осуществляется без использования общего имущества, непосредственно от сетей сетевой организации), включая установку и замену коллективных (общедомовых) приборов учета.

В отношении энергопринимающих устройств потребителей, непосредственно или опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, в том числе индивидуальных жилых домов (домовладений), работы по установке, замене и допуску приборов учета осуществляются сетевой организацией (за исключением установки и замены коллективных (общедомовых) приборов учета). Информацию о сетевых организациях можно скачать здесь.

Также сетевые организации и гарантирующие поставщики вправе за отдельную плату осуществлять установку, замену приборов учета до истечения их срока поверки или эксплуатации в случаях, не связанных с утратой, выходом из строя или неисправностью прибора учета, при обращении потребителя.

Обязанность по обеспечению сохранности и целостности прибора учета и (или) иного оборудования, используемых для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), а также пломб и (или) знаков визуального контроля возлагается на собственника (владельца) энергопринимающих устройств, (в отношении граждан — потребителей электрической энергии — собственника (владельца) земельного участка), в границах балансовой принадлежности которых (в отношении граждан — потребителей электрической энергии — в границах земельного участка) установлены приборы учета и (или) иное оборудование, которое используется для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности).

При выявлении факта неисправности в том числе внешних повреждений, или утраты приборов учета (измерительного комплекса, измерительных трансформаторов), являющихся собственностью потребителя и/или расположенных в границах балансовой принадлежности энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики, земельного участка) потребителя, принадлежащих другому лицу, потребитель должен в течение одних суток сообщить об этом сетевой организации и /или гарантирующему поставщику в зависимости от обязанностей, а гарантирующий поставщик обязан уведомить потребителя о требованиях к срокам восстановления учета электрической энергии путем установки и допуска в эксплуатацию расчетного прибора учета, а также о последствиях нарушения таких сроков, а учет (прибор учета) должен быть восстановлен сетевой организацией или гарантирующим поставщиком не позднее 6 месяцев с даты получения обращения потребителя.

Демонтаж приборов учета и (или) иного оборудования, которые используются для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), для случаев, не связанных с их заменой, допускается при необходимости проведения работ по капитальному ремонту или реконструкции объектов в местах установки соответствующих приборов учета. Собственники приборов учета и (или) иного оборудования, используемых для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), имеющие намерение демонтировать такие приборы учета и (или) иное оборудование, а также собственники (владельцы) объектов, на которых установлены приборы учета и (или) иное оборудование, используемых для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), обязаны направить уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в адрес гарантирующего поставщика и/или сетевой организации. Указанное уведомление должно содержать предлагаемые дату и время демонтажа прибора учета и причины такого демонтажа, но не ранее 7 рабочих дней со дня его направления.

Порядок учета электрической энергии с использованием интеллектуальной системы учета (ИСУ) — Lex Energética

Авторы:
Виноградов Дмитрий — эксперт телеграм канала — Lex Energética, практикующий юрист;
Насветников Михаил — эксперт телеграм канала — Lex Energética, практикующий юрист.
На кого возложена обязанность снимать показания приборов учета (пункт 155 ОПФРРЭ)

Данная обязанность возлагается на лицо, которое несет ответственность за прибор учета.

То есть, показания установленных и допущенных в эксплуатацию после 01.07.2020 приборов учета снимают:

  • в многоквартирных жилых домах — гарантирующие поставщики;
  • в остальных точках поставки – сетевые организации.

Показания установленных и допущенных в эксплуатацию до 1.07.2020 приборов снимаются в прежнем порядке вплоть до замены этих приборов учета после их утраты, выхода из строя или истечения их межповерочного интервала.

ВАЖНО! В случае неисполнения Гарантирующим поставщиком и (или) Сетевой организацией возложенной на них пунктом 151 ОПФРРЭ обязанности по замене прибора учета по истечении его межповерочного интервала или после получения уведомления потребителя о необходимости замены прибора учета последствия отсутствия учета электроэнергии в точке поставки в виде уплаты неустойки (50% и 100% стоимости услуг по передаче электроэнергии) возлагается на них.

Как происходит обмен показаниями приборов учета между субъектами рынка (пункт 156 ОПФРРЭ)

Для приборов учета, входящих в ИСУ — в порядке, установленном правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) (которые еще не приняты);

Для приборов учета, не входящих в ИСУ — в порядке, установленном на основании соглашения о порядке информационного обмена показаниями

Уточнены даты, в которые должны быть сняты показания приборов учета (пункт 157 ОПФРРЭ)
  • коллективные приборы учета в многоквартирных жилых домах – между 23-м и 25-м числом текущего месяца
  • индивидуальные приборы учета в многоквартирных жилых домах и домовладениях – до 25-го числа текущего месяца
  • остальные – в 00:00 1-го числа месяца, следующего за расчетным.

Снятие показаний расчетного прибора учета, не присоединенного к ИСУ, оформляется актом снятия показаний расчетного прибора учета и подписывается лицом, ответственным за снятие показаний прибора учета, а также представителями сетевой организации и (или) гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) в случае, если в соответствии с условиями договора ими осуществляется совместное снятие показаний расчетного прибора учета.

Уточнены даты передачи показаний приборов учета (пункт 159 ОПФРРЭ)

Для приборов учета, не входящих в ИСУ:

  • показания коллективных приборов учета в многоквартирных домах – до 26 числа текущего месяца;
  • остальные приборы учета – в первый день месяца, следующего за расчетным.

Для приборов учета, входящих в ИСУ:

  • в порядке, установленном правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) — пока не приняты.
Уточнены сроки передачи показаний сетевыми организациями и гарантирующими поставщиками друг другу

По общему правилу показания приборов учета, полученные от потребителя или с использованием ИСУ, передаются другой стороне договора об оказании услуг по передаче электрической энергии до окончания 2-го числа месяца, следующего за расчетным (пункт 160 ОПФРРЭ).

Читать еще:  Как сшить шторы на люверсах: мастер класс

Для показаний приборов учета в многоквартирных жилых домах установлены особые правила — см. пункт 162 ОПФРРЭ.

Гарантирующий поставщик передает в виде электронного документа, подписанного электронной подписью, до 5-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, реестр, содержащий данные об объеме потребления электрической энергии в отношении жилых домов, многоквартирных домов (с распределением по каждому дому).

В отношении многоквартирных домов, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, реестр должен содержать данные об объеме потребления электрической энергии в жилых и нежилых помещениях в таких многоквартирных домах.

Если многоквартирный дом присоединен к объектам другой Сетевой организации (территориальная Сетевая организация), то Сетевая организация (Котложержатель), с которой Гарантирующий поставщик заключил договор об оказании услуг по передаче электрической энергии, обязана передать территориальной Сетевой организации показания в течение суток с момента получения их от Гарантирующего поставщика.

Акты снятия показаний приборов учета, не включенных в ИСУ, передаются гарантирующим поставщиком в сетевую организацию до окончания 5-го числа месяца, следующего за расчетным (пункт 165 ОПФРРЭ).

Расчетные способы определения объема потребленной электроэнергии в случае непредоставления показаний прибора учета, а также в случаях выхода из строя, утраты прибора учета (кроме случаев безучетного потребления)

При наличии контрольного прибора учета – объем энергоресурса определяется по его показаниям (пункт 164 ОПФРРЭ).

В случаях отсутствия, неисправности, утраты или истечения интервала между поверками, истечения срока эксплуатации расчетного прибора учета, непредставления показаний расчетного прибора учета в установленные сроки, а также отсутствия контрольного прибора учета определение объема потребления электрической энергии для расчета за потребленную электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии производится на основании замещающей информации.

Замещающей информацией являются показания расчетного прибора учета за аналогичный расчетный период предыдущего года, а при отсутствии данных за аналогичный расчетный период предыдущего года — показания расчетного прибора учета за ближайший расчетный период, когда такие показания имелись (пункты 140, 179 ОПФРРЭ).

Расчетные способы определения объема потребленной электроэнергии в случае недопуска к прибору учета

В случае двукратного недопуска к прибору учета, находящемуся в границах балансовой принадлежности потребителя, объем потребления после второго случая недопуска определяется в порядке, установленном пунктами 140, 164, 179 ОПФРРЭ (см. выше) с применением повышающего коэффицента 1,5 (пункт 182 ОПФРРЭ).

В случае двукратного недопуска к прибору учета в границах производителя электрической энергии – объем производства считается равным 0 после второго недопуска

В случае двухкратного недопуска к прибору учета в границах ТСО:

  • объем принятой в сеть э/э определяется по максимальному суточному значению за месяц, в который зафиксировано максимальное поступление в прошедшем году;
  • объем отпуска э/э определяется по минимальному суточному значению за месяц, в который зафиксирован минимальный отпуск в прошедшем году.
Расчетные способы определения объема потребления в точках поставки с мощностью менее 5 кВт при отсутствии ПУ (пункт 185 ОПФРРЭ)
  • применяется расчетный способ, согласованный в договоре, обеспечивающем продажу электрической энергии
  • если расчетного способа в договоре нет, то исходя из характерных объемов потребления исходя из величины максимальной мощности и стандартного числа часов работы.

Судебная практика, а также самые важные изменения в законодательство в области электроэнергетики — Lex Energética

Правила учета электрической энергии

    Роман Щепин 4 лет назад Просмотров:

1 Правила учета электрической энергии 24 октября 1996 г. N 1182 (утв. Минтопэнерго РФ и Минстроем РФ 19, 26 сентября 1996 г.) 1. Введение Настоящие «Правила учета электрической энергии» (в дальнейшем — Правила) разработаны во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от г. N 1087 «О неотложных мерах по энергосбережению» специалистами Минтопэнерго России, Минстроя России и РАО «ЕЭС России» с участием Госстандарта России. В Правилах учтены положения Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи ), федеральных законов «Об обеспечении единства измерений», «Об энергосбережении» и других действующих законов Российской Федерации, ГОСТов, нормативно-технических документов и накопленный опыт в области учета электроэнергии. Правила определяют общие требования к организации учета электрической энергии и взаимосвязь между основными нормативно-техническими документами, действующими в этой области. Правила действуют на территории Российской Федерации и обязательны при: осуществлении производства, передачи, распределения и потребления электрической энергии; выполнении проектных, монтажных, наладочных и ремонтных работ по организации учета электрической энергии; обеспечении эксплуатации средств учета электрической энергии. Правила содержат основные положения по учету электроэнергии при ее производстве, передаче, распределении и потреблении на действующих, вновь сооружаемых и реконструируемых электроустановках, а также по эксплуатации средств учета. 2. Общие положения 2.1. Основной целью учета электроэнергии является получение достоверной информации о производстве, передаче, распределении и потреблении электрической энергии на оптовом и розничном рынках электроэнергии для решения основных технико-экономических задач: финансовых расчетов за электроэнергию и мощность между субъектами рынка (энергоснабжающими организациями, потребителями электроэнергии) с учетом ее качества;

2 определения и прогнозирования технико-экономических показателей производства, передачи и распределения электроэнергии в энергетических системах; определения и прогнозирования технико-экономических показателей потребления электроэнергии на предприятиях промышленности, транспорта, сельского хозяйства, коммунально-бытовым сектором и др.; обеспечения энергосбережения и управления электропотреблением Качество подаваемой энергоснабжающей организацией энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения Учет активной электроэнергии должен обеспечивать определение количества электроэнергии (и в необходимых случаях средних значений мощности): выработанной генераторами электростанций; потребленной на собственные и хозяйственные нужды (раздельно) электростанций и подстанций, а также на производственные нужды энергосистемы; отпущенной потребителям по линиям, отходящим от шин электростанций непосредственно к потребителям; переданной в сети других собственников или полученной от них; отпущенной потребителям из электрической сети; переданной на экспорт и полученной по импорту. Организация учета активной электроэнергии должна обеспечивать возможность: определения поступления электроэнергии в электрические сети различных классов напряжения энергосистем; составления балансов электроэнергии для хозрасчетных подразделений энергосистем и потребителей; контроля за соблюдением потребителями заданных им режимов потребления и балансов электроэнергии; расчетов потребителей за электроэнергию по действующим тарифам, в том числе многоставочным и дифференцированным; управления электропотреблением Учет реактивной электроэнергии должен обеспечивать возможность определения количества реактивной электроэнергии, полученной потребителем от электроснабжающей организации или переданной ей, если по этим данным производятся расчеты или контроль соблюдения заданного режима работы компенсирующих устройств Учет электроэнергии производится на основе измерений с помощью счетчиков электрической энергии и информационно-измерительных систем Для учета электроэнергии должны использоваться средства измерений, типы которых утверждены Госстандартом России и внесены в Государственный реестр средств измерений.

3 2.7. Государственный метрологический контроль и надзор за средствами измерений, применяемыми при проведении учета электроэнергии, осуществляется органами Госстандарта России и аккредитованными им метрологическими службами на основе действующей нормативной документации. 3. Организация учета электроэнергии 3.1. Организация учета электроэнергии на действующих, вновь сооружаемых, реконструируемых электроустановках должна осуществляться в соответствии с требованиями действующих нормативно-технических документов в части: мест установки и объемов средств учета электроэнергии на электростанциях, подстанциях и у потребителей; классов точности счетчиков и измерительных трансформаторов; размещения счетчиков и выполнения электропроводки к ним Учет активной и реактивной энергии и мощности, а также контроль качества электроэнергии для расчетов между энергоснабжающей организацией и потребителем производится, как правило, на границе балансовой принадлежности электросети Для повышения эффективности учета электроэнергии в электроустановках рекомендуется применять автоматизированные системы учета и контроля электроэнергии, создаваемые на базе электросчетчиков и информационно-измерительных систем Лица, выполняющие работы по монтажу и наладке средств учета электроэнергии, должны иметь лицензии на проведение данных видов работ, полученные в установленном порядке Средства учета электрической энергии и контроля ее качества должны быть защищены от несанкционированного доступа для исключения возможности искажения результатов измерений. 4. Организация эксплуатации средств учета электроэнергии 4.1. Поставщик средств измерений, используемых для учета электрической энергии и контроля ее качества, должен иметь лицензию на их изготовление, ремонт, продажу или прокат, выдаваемую Госстандартом России в установленном порядке Организация эксплуатации средств учета электроэнергии должна вестись в соответствии с требованиями действующих нормативно-технических документов и инструкций заводов-изготовителей Эксплуатационное обслуживание средств учета электроэнергии должно осуществляться специально обученным персоналом При обслуживании средств учета электроэнергии должны выполняться организационные и технические мероприятия по обеспечению безопасности работ в соответствии с действующими правилами Ведомства могут на основании действующих правовых и нормативнотехнических документов разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции ведомственные нормативно-технические документы в области учета электроэнергии, не противоречащие настоящим правилам.

4 4.6. Периодическая поверка средств измерений, используемых для учета электрической энергии и контроля ее качества, должна производиться в сроки, установленные Госстандартом России Перестановка, замена, а также изменение схем включения средств учета производится с согласия энергоснабжающей организации. Приложение Основные термины и определения, употребляемые в тексте Правил Электроустановками называются совокупность машин, аппаратов, линий электропередач и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другой вид. Счетчики, учитывающие активную электроэнергию, называются счетчиками активной энергии (далее — счетчики). Счетчики, учитывающие интегрированную реактивную мощность (далее — реактивная электроэнергия) за учетный период, называются счетчиками реактивной энергии. Средства учета — совокупность устройств, обеспечивающих измерение и учет электроэнергии (измерительные трансформаторы тока и напряжения, счетчики электрической энергии, телеметрические датчики, информационноизмерительные системы и их линии связи) и соединенных между собой по установленной схеме. Расход электроэнергии на собственные нужды электростанций и подстанций — потребление электроэнергии приемниками, обеспечивающими необходимые условия функционирования электростанций и подстанций в технологическом процессе выработки, преобразования и распределения электрической энергии. Расход электроэнергии на хозяйственные нужды электростанций и электрических сетей — потребление электроэнергии вспомогательными и непромышленными подразделениями, находящимися на балансе электрических станций и предприятий электрических сетей, необходимое для обслуживания основного производства, но непосредственно не связанное с технологическими процессами производства тепловой и электрической энергии на электростанциях, а также передачи и распределения электрической энергии. Расход электроэнергии на производственные нужды — это потребление электроэнергии районными котельными и электробойлерными установками, как состоящими на самостоятельном балансе, так и на балансе электростанций, а также на перекачку воды гидроаккумулирующими электростанциями и перекачивающими установками.

5 Потребитель (абонент) электрической энергии — юридическое лицо, осуществляющее пользование электрической энергией (мощностью). Энергоснабжающая организация — коммерческая организация, независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии. Метрологическая служба — совокупность субъектов деятельности и видов работ, направленных на обеспечение единства измерений. Метрологический контроль и надзор — деятельность, осуществляемая органом государственной метрологической службы (государственный метрологический контроль и надзор) или метрологической службой юридического лица в целях проверки соблюдения установленных метрологических правил и норм. Средства измерений — техническое устройство, предназначенное для измерений. Поверка средств измерений — совокупность операций, выполняемых органами метрологической службы (другими уполномоченными на то органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средства измерений установленным техническим требованиям. Калибровка средств измерений — совокупность операций, выполняемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и (или) пригодности к применению средства измерений, не подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору. Сертификат об утверждении типа средства измерений — документ, выдаваемый уполномоченным на то государственным органом, удостоверяющий, что данный тип средств измерений утвержден в порядке, предусмотренном действующим законодательством, и соответствует установленным требованиям. Аккредитация на право поверки средств измерений — официальное признание уполномоченным на то государственным органом полномочий на выполнение поверочных работ. Лицензия на изготовление (ремонт, продажу, прокат) средств измерений — документ, удостоверяющий право заниматься указанными видами деятельности, выдаваемый юридическим и физическим лицам органом государственной метрологической службы. Утверждаю Заместитель министра топлива и энергетики Российской Федерации В.В.Кудрявый Утверждаю Заместитель министра строительства Российской Федерации О.С.Фоменко

Читать еще:  ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск»

6 Согласовано Заместитель председателя Госстандарта России Л.К.Исаев Согласовано Начальник Главгосэнергонадзора России Б.П.Варнавский Согласовано Вице-президент РАО «ЕЭС России» О.А.Никитин

Министерство энергетики

  • Открытые данные
  • Общественная приемная

Вы здесь

Москва, 30 июня. – В соответствии с федеральным законодательством с 1 июля 2020 года ответственность за приборы учета электроэнергии перейдет к энергетическим компаниям: гарантирующим поставщикам в многоквартирных домах и к сетевым компаниям в случае с прочими потребителями (к ним в том числе относятся потребители в частной жилой застройке).

С переносом с 1 июля 2020 года ответственности за приборы учета электроэнергии на гарантирующих поставщиков и сетевые компании потребители перестанут нести затраты на приобретение и установку приборов учета, что составляет 5-20 тыс. рублей в зависимости от сложности работ по установке и вида самого прибора учета. Также с потребителя снимается вся ответственность за обслуживание и поверку приборов учета. За потребителем остается обязанность следить за сохранностью прибора учета, если он установлен в его зоне ответственности (например, в квартире или на земельном участке, где стоит частный дом). Затраты, которые ранее несли потребители, теперь будут нести гарантирующие поставщики и сетевые организации.

Обязательные требования к приборам учета на первом этапе не изменятся. На втором этапе, с 1 января 2022 года, вступают в силу требования, предусматривающие установку интеллектуальных приборов учета, которые станут ключевым элементом интеллектуальных систем учета энергии. Рядовым потребителям «умные» приборы учета позволяют онлайн следить за показаниями, при этом их можно проверить и на самом приборе учета. Также данные в автоматическом режиме передаются в энергокомпании. Интеллектуальные приборы учета фиксируют уровень напряжения и частоту, позволяя таким образом потребителям следить за качеством электроэнергии. Кроме того, при интеллектуальном учете у потребителей появляется возможность дистанционной смены тарифа без замены прибора учета (существуют три группы тарифов на электроэнергию, разделенные в зависимости от времени потребления в течение суток).

С 1 июля 2020 года сетевые организации и гарантирующие поставщики будут устанавливать «простые» приборы учета, но притом могут на свое усмотрение поставить интеллектуальные. С 1 января 2022 года установке подлежат только интеллектуальные приборы учета. Выбор прибора учета потребителями не предусмотрен.

Планируется, что с 1 июля до конца 2020 года будет установлено порядка 2-2,5 млн приборов учета. Установка интеллектуальных приборов учета зависит от утвержденных инвестиционных программ. До 1 января 2022 года решения по установке интеллектуальных приборов учета будут принимать компании совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Замена приборов учета на интеллектуальные будет происходить поэтапно. Новые приборы учета установят новым потребителям в рамках технологического присоединения. Действующее оборудование будет меняться по мере выхода из строя, поломки или истечения межповерочного интервала.

Нормативные акты, связанные с переносом обязанностей по установке и обслуживанию приборов учета с потребителей на сетевые компании и гарантирующих поставщиков, не направлены на изменение или регулирование стоимости приборов учета. Также не регламентируется вопрос поставщиков приборов учета – это свободный рынок, на котором сетевые компании и гарантирующие поставщики сами могут выбирать, где приобретать оборудование. Минэнерго предполагает, что с учетом применения новых правил линейка приборов учета сократится, а также будут исключены розничные продажи, что приведет к снижению стоимости однотипных приборов учета. Основными поставщиками приборов учета станут российские производители.

Способ передачи данных при интеллектуальном учете будет выбирать сама энергокомпания, при этом утверждены минимальные функциональные требования к системе в целом и к приборам учета, также предусматривается утверждение базового документа по безопасности передачи данных.

Рост тарифов на электроэнергию в России ограничен уровнем «инфляция минус» и тарифы не вырастут сверх него в связи с появлением у гарантирующих поставщиков и сетевых компаний новых обязанностей по организации учета. Отметим, что крупнейшая электросетевая компания страны – ПАО «Россети» – уже внедряет интеллектуальные приборы учета без повышения тарифов, окупая затраты за счет повышения эффективности процессов.

В электросетевом комплексе реализация интеллектуального учета повлияет на снижение коммерческих потерь электрической энергии и операционных затрат, что приведет к прямой экономии средств. Также интеллектуальный учет приведет к получению ряда косвенных эффектов: повышению качества обслуживания, снижению времени локализации аварии и т.д. Необходимо отметить, что перенос ответственности за установку приборов учета на ресурсоснабжающие организации — это в том числе и социальный проект, который направлен на снижение затрат потребителей и повышение качества обслуживания.

Самым очевидным и подтвержденным сегодня на практике эффектом от внедрения интеллектуальных систем учета является сокращение потерь электрической энергии (коммерческих потерь) и связанный с этим рост полезного отпуска электроэнергии (порядка 20% от объема снижения потерь). Потенциал снижения потерь в текущих ценах их покупки составляет порядка 70-80 млрд рублей в год.

Дополнительными весомым эффектом станет снижение операционных затрат сетевых организаций и гарантирующих поставщиков, в том числе расходов на биллинг, на отключение неплательщиков, на поиск и устранение причин технологических нарушений. Эффективность внедрения интеллектуальных систем учета подтверждается реализованными и реализуемыми проектами в России. Например, сейчас в сетевых организациях реализуются проекты со сроками окупаемости 4-5 лет, позволяющие достичь окупаемости затрат в том числе за счет повышения эффективности функционирования электросетевого комплекса.

Роспотребнадзор разъясняет. Приобретение, установка, замена, допуск в эксплуатацию и эксплуатация приборов учёта электроэнергии (счётчиков) по новым правилам

Роспотребнадзор разъясняет. Приобретение, установка, замена, допуск в эксплуатацию и эксплуатация приборов учёта электроэнергии (счётчиков) по новым правилам

С 1 июля 2020 года вступили в силу поправки к Закону от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ » Об электроэнергетике » (далее – Закон «Об электроэнергетике»), которыми полностью пересматриваются отношения по приобретению, установке, замене, допуску в эксплуатацию и эксплуатации приборов учёта электроэнергии (счётчиков), а также учёту потребляемого электричества между потребителями и поставщиками.

До этой даты все связанные со счетчиками электричества обязанности несли потребители. То есть потребитель был обязан:

— следить за сроками поверки и организовывать поверку счётчика;

— заменять на новый, если старый счётчик сломался или истёк срок его эксплуатации;

— передавать показания гарантирующему поставщику или сетевой организации.

С 1 июля 2020 года обязанность по коммерческому учёту электроэнергии обеспечивают гарантирующие поставщики и сетевые организации , в том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности). Причем это правило касается как простых граждан-потребителей коммунальных услуг по электроснабжению, так и остальных потребителей электроэнергии (мощности) на розничных рынках. Предусмотрена постепенная миграция приборов учета с баланса потребителей на баланс сетевых организаций и гарантирующих поставщиков.

Для обеспечения коммерческого учёта электроэнергии сетевые организации и поставщики с 1 июля 2020 года:

— обязаны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электроэнергии, иного оборудования, а также ПО, необходимого для обеспечения учета электроэнергии, в отношении МКД и помещений в МКД, электроснабжение которых осуществляется с использованием общего имущества, если прибора учета нет, или он вышел из строя, или истек срок его эксплуатации, или межповерочный интервал;

— обязаны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электроэнергии, иного оборудования, а также ПО, необходимого для обеспечения учета электроэнергии, в отношении присоединенных к их электросетевым объектам энергопринимающих устройств потребителей, приобретающих электрическую энергию на розничных рынках, если прибора учета нет, или он вышел из строя, или истек срок его эксплуатации, или межповерочный интервал.

Кто же будет возмещать затраты гарантирующего поставщика, понесенные им для исполнения вышеупомянутых обязательств?

Такие расходы, согласно п. 6.3. ст. 23.1. Закона «Об электроэнергетике», включаются в состав сбытовой надбавки, поэтому, соответственно, нести их будут потребители.

Вместе с тем хотелось бы заметить, что сейчас гарантирующий поставщик или сетевые организации предъявлять требование или самостоятельно производить замену «старых» счётчиков на «новые» интеллектуальные системы учёта электрической энергии (умные счётчики) не имеют права. Обязанность сетевых организаций и гарантирующих поставщиков по обеспечению доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учёта электрической энергии предусмотрена с 1 января 2022 года. При этом, если «старый» счётчик на 1 января 2022 года находится в исправном состоянии, и не истёк срок его эксплуатации, то заменять его на «новый», умный счётчик, нужно будет только по истечении срока его эксплуатации.

Исключение составляют многоквартирные дома – новостройки, которые вводятся в эксплуатацию с 1 января 2021 года, вот они должны быть оснащены такими «умными» счётчиками изначально.

Правила освидетельствования измерительного комплекса учета электрической энергии

Настоящие Правила освидетельствования измерительного комплекса учета электрической энергии (далее — Правила) определяют порядок проведения мероприятий по освидетельствованию измерительных комплексов, компенентов, входящих в их состав, и предназначенных для учета электрической энергии на объектах электроэнергетических предприятий и потребителей.

В Правилах применяются термины и определения, установленные законами Республики Казахстан «Об электроэнергетике», «Об обеспечении единства измерений» и Электросетевыми Правилами, утвержденными приказом Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Министра энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан от 24 декабря 2001 года №314, зарегистрированными в Министерстве юстиции Республики Казахстан 28 декабря 2001 года №1708 (далее — Электросетевые правила).

1. Общие положения

1. Для осуществления учета электроэнергии каждый пункт подключения субъекта оптового рынка электроэнергии к электрической сети должен быть оборудован измерительным комплексом учета электроэнергии (далее — измерительный комплекс).

2. В состав измерительного комплекса входят:

1) измерительные трансформаторы тока;

2) измерительные трансформаторы напряжения;

3) счетчик электроэнергии электронный (далее — счетчик);

4) линии соединения счетчика с трансформатором тока и трансфоматором напряжения.

3. Освидетельствование измерительного комплекса проводится с целью установления соответствия погрешности измерительного комплекса требованиям Электросетевых правил.

4. Освидетельствование измерительного комплекса осуществляют юридические лица (далее — Исполнитель), аккредитованные на право поверки средств измерений, входящих в состав измерительного комплекса.

5. Организация работ по освидетельствованию измерительного комплекса возлагается на субъект оптового рынка электроэнергии (далее — оптовый рынок), эксплуатирующий измерительный комплекс (далее — Заявитель).

6. Освидетельствование измерительных комплексов, находящихся в эксплуатации на энергообъектах, в том числе реконструированных, в части замены счетчиков, соответствующих требованиям Электросетевых правил, проводят по результатам экспертизы документации, указанной в разделе 2 Правил, без проведения экспериментальных исследований.

7. Освидетельствование вновь вводимых в эксплуатацию измерительных комплексов проводят после истечения установленных сроков опытной эксплуатации и экспериментальных исследований, проводимых по разделу 3 Правил.

8. Для проведения освидетельствования производят объединение измерительных комплексов по типам.

9. Критериями объединения измерительных комплексов по типам являются номинальное напряжение и типы средств измерений.

10. Средства измерений должны отвечать требованиям Электросетевых правил и иметь сертификат об утверждении типа (сертификат о признании утверждения типа, сертификат о метрологической аттестации), а также действующие сертификаты о поверке. Для средств измерений, установленных до 1992 года, достаточно иметь действующий сертификат о поверке.

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector